Исследовательница гендера — сексизме в учебниках, законах и массовой культуре

ForbesРепортаж

Разоблачить идеальную советскую семью: как исследовали гендерный вопрос в СССР

Мария Михантьева

СССР. 10 октября 1975 г. Рабочая Л. Лапутина во время трудовой смены (Фотохроника ТАСС)

Гендерная исследовательница Ольга Воронина еще в начале 1980-х защитила диссертацию, в которой описывала западное феминистское движение, — но литературу для него приходилось доставать через особые библиотечные фонды, а в предисловии обязательно ссылаться на политику партии. Мы поговорили с ней о том, как возникли и чем занимались независимые феминистские группы эпохи перестройки. А еще — о сексизме в учебниках, законах и массовой культуре.

Цикл «История русского феминизма» продолжает интервью с гендерной исследовательницей, доктором философских наук, ведущим научным сотрудником Института философии РАН Ольгой Ворониной. Она одной из первых в СССР начала изучать феминистскую теорию и состояла в феминистской группе ЛОТОС. А позже руководила Московским центром гендерных исследований (МЦГИ), который в том числе проводил гендерную экспертизу для различных ведомств — например, консультировал авторов законопроектов и учебных программ.

— Отправной точкой для нашего цикла стала фраза, которую мы постоянно слышим: «у женщин в России уже все права есть, еще со времен Советского Союза». Мы хотели поспорить с этим утверждением и разобраться, действительно ли у советских женщин «были все права». Первое, что стало понятно, — что нельзя рассуждать о состоянии гендерного равенства в ту или иную эпоху в каких-то простых категориях: всегда есть и какие-то возможности, и какие-то ограничения. Как бы вы в этом смысле описали позднесоветское и постсоветское общество?

— Давайте проясним, что на самом деле было с правами женщин в СССР. После революции 1917 года возник государственный проект «решения женского вопроса». В его основе лежала марксистская концепция преодоления дискриминации женщин как частного случая классовой (не гендерной!) эксплуатации для последующей мобилизации женщин в процесс строительства социализма. Новое советское законодательство провозгласило равенство прав женщин и мужчин во всех сферах жизни. Это, безусловно, сыграло чрезвычайно важную роль в улучшении социально-экономического статуса женщин.

Однако следует подчеркнуть одно из значимых, хотя и неявных, противоречий советского проекта: политика государства подспудно базировалась на традиционных представлениях о том, что биологические половые различия между женщинами и мужчинами детерминируют различия их социальных ролей. Именно на этих установках советское государство формировало и поддерживало нормативные гендерные модели. Мужчинам предписывались роли «активного строителя социализма/коммунизма», защитника Родины, творца и созидателя. Женщинам отводилась роль работающей матери, с акцентом на материнстве. Эти представления воспроизводились в массовой культуре, определяя вторичный статус женщин в обществе. В итоге советские женщины никогда не имели равного с мужчинами доступа к властным позициям и руководящим постам; в среднем их заработок был на 30% ниже мужского; в обществе сохранялись сексистские нормы поведения и т.д.

Иными словами, в СССР возник специфический тип гендерной системы – советский неопатриархат. Его особенность заключалась в том, что основным механизмом дискриминации женщин являлись не мужчины как группа, а государство. Для того чтобы полнее господствовать над женщиной, функциональнее использовать ее продуктивные и репродуктивные ресурсы в своих собственных целях, государство-патриарх уничтожило традиционную легитимацию юридических и экономических прав мужчины на женщину. Именно в «переподчинении» женщины от мужа — государству-патриарху кроется глубинный смысл советской эмансипаторной политики. Несмотря на некоторую модернизацию экономики и общества, в целом для СССР были характерны маскулинистская идеология и андроцентричная социальная система.

В конце 1980-х годов, когда советское государство утратило контроль и над идеологией, и над экономикой, начались масштабные социальные и культурные изменения. Прежде всего, было отвергнуто все «советское» (в том числе и идея эмансипация женщин). Мужчины захотели вернуть власть себе, чему способствовал экономический кризис и безработица. Все чаще в СМИ звучали идеи, что советские женщины «устали от эмансипации», которая ничего им не дала, кроме двойной нагрузки; что женщинам пора вернуться в семью, освободив рабочие места для «мужчин-кормильцев».

Отчасти этому перевертышу в сознании способствовала сама ситуация. Все устали от застойного социализма, всем хотелось построить новый мир. Но для обывателя менять сознание проще всего, заменив плюс на минус, то есть развернувшись на 180 градусов. Так и произошло в «женском вопросе».

В 1990-е годы, когда экономическая ситуация стала немного стабилизироваться, а государство взяло курс на развитие демократии и поддержку прав человека, откровенные и агрессивные нападки на права женщин значительно сократились — по крайней мере, на официальном уровне. Но на практике мало что было сделано для достижения гендерного равенства.

В политике по-прежнему господствует стереотип, что здесь не место женщинам, и поэтому они чрезвычайно мало представлены на высших постах и в управлении государством (на федеральном и региональном уровне), и в политических партиях. На рынке труда очевидна вертикальная и горизонтальная гендерная сегрегация (разделение рабочих мест). Первая обозначает явные и скрытые механизмы препятствия карьерному росту женщин, вторая — разделение рынка труда на непрестижные «женские» и престижные «мужские» отрасли экономики. Это приводит к неравенству в оплате труда мужчин и женщин. Основная масса российских женщин по-прежнему погружена в трясину двойной нагрузки, когда на женщине и работа, и семья, а для сельских поселений — еще и огород.

В последнее время появилась еще одна проблема — домашнее насилие. Я не говорю, что раньше этого не было, но в советские времена существовали разнообразные механизмы пресечения бытового насилия — от парткома до милиции. Сейчас государственные власти демонстрируют категорическое неприятие даже обсуждения проекта закона о предотвращении домашнего насилия, апеллируя к традиционным представлениям о том, что нельзя вмешиваться в семью и частную жизнь. Иными словами, существует значительная дистанция между формально-юридическим и фактическим равенством.

Ольга Воронина (Фото DR)

— Вы еще в 1981 году защитили кандидатскую диссертацию «Положение женщины в семье и обществе в США». Как у вас появилась эта тема? Как вообще в Советском Союзе было устроено изучение гендерной проблематики — если оно было?

— Это все стечение нескольких обстоятельств. Хотя по образованию я философ, меня больше интересовало, как устроено общество. Так получилось, что после окончания МГУ я работала некоторое время в секторе социологии семьи в Институте социологии, участвовала в конкретном исследовании. И с одной стороны, это определило предварительный выбор темы будущего диссертационного исследования. Но с другой — я увидела, что даже такая, казалось бы, далекая от идеологии проблематика на самом деле насквозь пронизана идеологическими клише о государственной помощи матери-труженице. В научной литературе семья, как правило, представляла собой такую идеальную модель с четким традиционным распределением ролей: мужчина — кормилец, глава семьи, а женщина — мать и домохозяйка, хотя и работающая ради пополнения семейного дохода. В качестве важной проблемы обсуждалась так называемая «двойная нагрузка» женщин. Никакие иные темы жизни семьи не затрагивались. Я поняла, что и мне придется, скорее всего, встраиваться в эту демагогию.

И тут мне помог опыт, приобретенный на втором месте работы до аспирантуры, в Институте научной информации по общественным наукам (тогда — ИНИОН АН СССР). Это было совершенно удивительное место. Его создавали тогда, когда советская наука стала чуть менее идеологизированной, когда наши академики начали выезжать на Запад и выступать там с докладами. Чтобы их обслуживать и был создан такой специальный институт — через него можно было заказывать западную литературу, в нем работали реферативные отделы, которые делали переводы и таким образом знакомили академиков с достижениями современной западной гуманитаристики. Моя работа заключалась в том, чтобы просматривать очень много литературы и писать краткие аннотации. В ИНИОНе было море западной литературы, часть ее помещали в так называемое специальное хранилище. Вот там я впервые и столкнулась с описанием западного феминизма. А еще доктор философских наук Искра Степановна Выхрыстюк-Андреева (мой будущий научный руководитель) подготовила два реферативных сборника о женском движении в развитых западных странах, в котором тоже было представлены работы феминистских авторов. Кстати, изданные сборники сначала хотели «пустить под нож», но потом все-таки сохранили и поместили в спецхран.

А философский факультет МГУ им. Ломоносова, на котором я писала диссертацию, такое интересное место: с одной стороны, там присутствовала идеология, а с другой, существовали свои «хитрости» и пути обхода. Когда я заявляла свою тему, то специально выбрала кондовую советскую формулировку — не про феминизм, а про положение женщин. И тему мне утвердили. Начиналась моя диссертация цитатой из какого-то постановления то ли съезда, то ли пленума компартии, потому что тогда была такая норма — даже если ты писал об Аристотеле или Фоме Аквинском, нужно было сослаться на компартию, и я сослалась. Зато внутри помимо фактов о том, как живут женщины в Америке, была довольно большая глава про феминистское движение в США тех лет. В ней было очень много информации, которой люди из диссертационного совета не знали, поэтому им было интересно.

После защиты диссертации я попала в Институт философии АН СССР и там никому моя тематика была не нужна. Но я так горела этой темой! На меня произвела неизгладимое впечатление книга Бетти Фридан «Мистика женственности» (на русском языке ее издали с названием «Загадка женственности», и я написала для нее предисловие). Это была одна из первых книг, которые я прочитала на английском языке благодаря все тому же ИНИОНу. Мне казалось, что я должна обязательно рассказать о том, какие социальные проблемы женщин обсуждаются в феминизме, потому что это важно и для российских женщин. И вот в какой-то момент я решила, что мне нужно прийти с этим в Комитет советских женщин.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

48 законов власти 48 законов власти

Практическое руководство для тех, кто стремится обрести власть

kiozk originals
Сильнее удовольствия. Как страх может круто изменить твою жизнь к лучшему Сильнее удовольствия. Как страх может круто изменить твою жизнь к лучшему

Можно ли заставить страхи работать на себя?

Лиза
Импортозамещение: сравниваем российские сервисы, которые могут заменить Netflix и Spotify Импортозамещение: сравниваем российские сервисы, которые могут заменить Netflix и Spotify

Мы решили разобраться, сильно ли отечественные приложения уступают западным

Maxim
«Победа, сынок! Война кончилась»: воспоминания детей войны «Победа, сынок! Война кончилась»: воспоминания детей войны

О Дне Победы — три монолога из сборника «Детство 45–53. А завтра будет счастье»

Psychologies
Актеры-фронтовики СССР: через что прошли любимцы публики, прежде чем стали кумирами народа Актеры-фронтовики СССР: через что прошли любимцы публики, прежде чем стали кумирами народа

Они сражались не ради славы и оваций, а за то, что любили — за Родину!

ТехИнсайдер
Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи Мукой обсыпались? Звезды, которых подвела пудра и вспышка — фото вблизи

Вспышка фотокамер может сыграть с макияжем злую шутку

VOICE
5 отечественных писателей, книги которых стоит перечитать 5 отечественных писателей, книги которых стоит перечитать

Важные имена и любопытные произведения

СНОБ
Круглые города оказались подвержены осадкам сильнее квадратных и треугольных Круглые города оказались подвержены осадкам сильнее квадратных и треугольных

Ученые смоделировали влияние формы города на частоту и интенсивность осадков

N+1
Без косметики и талии: каких женщин считали красивыми колхозники Без косметики и талии: каких женщин считали красивыми колхозники

Насколько идеалы красоты времен СССР отличаются от нынешних

Cosmopolitan
Украшенный головной убор бронзового века назвали приданым и связали с охранной магией Украшенный головной убор бронзового века назвали приданым и связали с охранной магией

Археологи исследовали набор бронзовых украшений из погребения срубной культуры

N+1
Новые имена в медицине Петербурга 2022 Новые имена в медицине Петербурга 2022

К этим петербургским врачам приезжают из разных городов и стран мира

Собака.ru
За «Крестного отца»: 4 странные причины, по которым в СССР сажали в тюрьму За «Крестного отца»: 4 странные причины, по которым в СССР сажали в тюрьму

Законодательство в СССР временами оставляло желать лучшего

VOICE
Выдача ипотеки в России обвалилась более чем втрое за месяц Выдача ипотеки в России обвалилась более чем втрое за месяц

Рынок розничного кредитования в России откатился до уровней 2015-2016 годов

Forbes
Разложи по полочкам Разложи по полочкам

Сколько денег тебе сэкономит порядок в холодильнике

Лиза
«Мужчина не хочет жениться, я от него съехала, а он не зовет обратно» «Мужчина не хочет жениться, я от него съехала, а он не зовет обратно»

Хотите ли быть в отношениях, где вы все время какая-то «недостаточно хорошая»?

Psychologies
В шкуре лобстера В шкуре лобстера

«Волк»: социальный хоррор, подражающий Лантимосу

Weekend
«Миллионные расходы»: как законопроект о такси изменит жизнь водителей и агрегаторов «Миллионные расходы»: как законопроект о такси изменит жизнь водителей и агрегаторов

Почему новый законопроект о такис критикуют агрегаторы?

Forbes
Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых Наперекор науке: как воспитанные в США и Корее близняшки удивили ученых

Психологи исследовали новую историю воссоединения родных сестер-близняшек

Вокруг света
Метаболизм холестерина обрек самок осьминогов на саморазрушение после спаривания Метаболизм холестерина обрек самок осьминогов на саморазрушение после спаривания

Почему самки осьминогов стремительно умирают после кладки яиц?

N+1
Геохимики впервые нашли в метеорите вещество сверхновой типа Ia Геохимики впервые нашли в метеорите вещество сверхновой типа Ia

Гипатия была найдена в Египте в конце прошлого века

N+1
Как работает закон подлости с точки зрения математики: о коварстве географически карт Как работает закон подлости с точки зрения математики: о коварстве географически карт

Почему именно то место, куда вы направляетесь, часто оказывается на сгибе карты?

Вокруг света
Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии Последнее плавание «Лузитании»: история загадочной морской трагедии

7 мая 1915 года затонул один из самых знаменитых пароходов своего времени

Вокруг света
Хонингование: что это, процесс и оборудование Хонингование: что это, процесс и оборудование

Хонингование — залог активного долголетия современных ДВС

РБК
«Мы не уважаем богатых, но все хотим богатства»: главное из интервью Рубена Варданяна «Мы не уважаем богатых, но все хотим богатства»: главное из интервью Рубена Варданяна

Рубен Варданян — имеет ли еще бизнес влияние на принятие решений в стране

Forbes
Захватывающий дух тур по России, возрождение нанайского языка и заполярная живопись: 3 путешествия, на которые собирали всем миром Захватывающий дух тур по России, возрождение нанайского языка и заполярная живопись: 3 путешествия, на которые собирали всем миром

Необычных путешествиях, которые состоялись с помощью «народного финансирования»

Вокруг света
Как воспитывать детей по заветам Екатерины II Как воспитывать детей по заветам Екатерины II

Делимся «педагогической поэмой», дошедших до нас из XVIII века

Psychologies
Врангели Врангели

Баронский род Врангелей оставил глубокий след в истории России

Дилетант
Стресс, гормоны и лекарства: 6 причин ранней седины Стресс, гормоны и лекарства: 6 причин ранней седины

Это может произойти в любом возрасте. Основные причины ранней седины

Psychologies
«Не могу выйти из отношений, где много боли и слез» «Не могу выйти из отношений, где много боли и слез»

Как выйти из абьюзивных отношений?

Psychologies
Я не трус, но я боюсь: как отстаивать себя, не боясь конфликтов? Я не трус, но я боюсь: как отстаивать себя, не боясь конфликтов?

В каких случаях отстаивание себя и своих интересов перерастает в ссору?

Psychologies
Открыть в приложении