Разменная монета холодной войны: как учителя из США остались без российских виз
В июле Россия отказала в визах 30 учителям Англо-американской школы. В условиях очередного противостояния США и Россия оказывают друг на друга политическое давление, жертвами которого становятся бизнесмены, гражданские активисты и образовательные учреждения
Англо-американская школа в Москве была создана еще в 1949 году американскими, британскими и канадскими властями. Сегодня в ней обучаются около 1200 детей дипломатов из разных стран, а также работают примерно 150 преподавателей. В июле 30 учителей школы получили отказ в российских визах. Это событие послужило темой статьи в New York Times, где высказано мнение американских властей, что отказ явился формой политического давления России на США. Из-за нехватки учителей школе придется сократить количество учащихся, предполагает газета.
Президент Американской торговой палаты в Москве Алексис Родзянко заявил, что отказ выдавать визы иностранным учителям повредит инвестиционному климату России. Однако Министерство иностранных дел России обратило внимание на тот факт, что преподаватели школы отправляются в Россию как сотрудники посольства по дипломатическим паспортам, несмотря на то, что учебное заведение работает как коммерческое предприятие.
Вместе с тем, американские дипломаты обращают внимание на то, что выдача дипломатических паспортов учителям, которые работают в школе при посольстве, — это норма и вынужденная мера, а не нарушение. Логика такова: дипломатический паспорт дает гражданам США иммунитет от преследования со стороны властей страны пребывания. Репетиторы и учителя, сопровождающие посла и его семью, имеют право на такую защиту, поскольку обслуживают образовательные нужды их детей, сказал автору этих строк Джон Эванс, бывший генеральный консул США в Санкт-Петербурге (1994-1997 гг.).
«Вопрос дипломатических паспортов связан с безопасностью американских граждан. Еще во времена холодной войны существовала озабоченность, что на учителей в посольских школах может оказываться давление», — ответил Эванс по электронной почте. «Даже в такие дружественные города как Брюссель, где находится штаб-квартира НАТО, учителя при посольских школах обычно приезжают с дипломатическими паспортами», — добавил он.
«Англо-американская школа в Москве — не коммерческое предприятие, а необходимость. Тот факт, что учителя получают деньги, не означает, что школа является коммерческой, — подчеркнул Эванс в ответ на просьбу прокомментировать слова российского МИДа. — Очень жаль, что образование детей дипломатов становится проблемой в российско-американских отношениях».
Отказ в выдаче виз американским учителям — очередная попытка российских властей осложнить жизнь дипломатам, уверен и эксперт Брукингского института Стивен Пайфер, работавший в американском посольстве в Москве в 1980-х годах. Во времена холодной войны учителя американских школ тоже приезжали в Москву по дипломатическим паспортам. «Это давало им дипломатическую защиту от советского правительства, так как школа считалась частью американского дипломатического комплекса», — вспоминает Пайфер.