Детальный разбор картины Рубенса «Снятие с креста»

ArzamasКультура

Разбор одного шедевра: «Снятие с креста» Рубенса

Почему на героинях библейского сюжета современные одежды? Почему мертвое тело Христа как будто невесомо? И как Рубенс примирил пожелания заказчика с запретами Церкви?

Разбирал Алексей Ларионов

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Общее

Алтарный триптих «Снятие с креста» Питера Пауля Рубенса с момента своего исполнения и по сегодняшний день находится в кафедральном соборе Богоматери в Антверпене. Заказ на триптих был подписан Рубенсом 7 сентября 1611 года. Исполнение заказа потребовало от художника в общей сложности более двух с половиной лет труда. Центральная картина, изображающая сцену «Снятие с креста», была закончена и перевезена в собор в сентябре следующего, 1612 года. Боковые створки, на внутренней стороне которых представлены сюжеты «Встреча Марии с Елизаветой» и «Принесение во храм», а на внешней — «Святой Христофор», покинули мастерскую художника соответственно 18 февраля и 6 марта 1614 года. В том же году, в День святой Марии Магдалины, 22 июля, алтарь был торжественно освящен. Огромная картина (размеры триптиха в раскрытом виде составляют 4,2 × 6,5 метра) занимает в соборе свое историческое место в правой части центрального трансепта, на его восточной стене, эффектно замыкая перспективу бокового нефа.

Внешние стороны боковых створок алтаря: святой Христофор с младенцем и отшельником

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

На внешних сторонах боковых створок, которые видны, когда алтарь закрыт, изображен сюжет о святом Христофоре. Этот святой считался покровителем гильдии аркебузиров (стрелков из аркебузы*), которая заказала Рубенсу триптих; именно в честь святого Христофора был освящен алтарь, традиционно находившийся в этой части собора. Однако изображение святого Христофора (и не его одного) не могло стать главным сюжетом алтарного образа. Дело в том, что начиная со второй половины XVI века Церковь строго регламентировала тематику алтарей в центральных частях храмов: они должны были изображать либо Христа, либо сцены из Нового Завета. Тем более не могло быть алтарным образом изображение святого Христофора, в достоверности биографии которого уже тогда существовали большие сомнения. Несмотря на свою популярность, святой Христофор воспринимался скорее как фигура легендарная, чем реальный персонаж священной истории.

*Аркебуза — гладкоствольное фитильное дульнозарядное ружье.

Чтобы выполнить пожелания заказчиков и одновременно соблюсти требования Церкви, художник поместил изображение святого покровителя гильдии на внешней стороне боковых створок так, чтобы оно было видно, когда алтарь закрыт. Кроме того, Рубенс изобрел остроумную иконографическую схему, благодаря которой смог протащить тему святого Христофора на внутреннюю сторону алтаря, о чем будет сказано отдельно.

Сегодня, когда прославленный триптих Рубенса постоянно демонстрируется раскрытым, посетитель Антверпенского собора может увидеть композицию алтаря в его закрытом виде только по частям, заглянув на оборотную сторону поставленных под некоторым углом к плоскости стены боковых створок. В XVII–XVIII веках, однако, триптих раскрывался лишь по воскресным и праздничным дням, в будни же прихожане видели эффектную двухчастную картину «Святой Христофор и отшельник», сюжет которой восходит к «Золотой легенде» Иакова Ворагинского, широко известному средневековому сборнику жизнеописаний святых.

Левая створка: святой Христофор с младенцем

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Христофор, по описанию «Золотой легенды», изначально был простодушным и необразованным человеком огромного роста и непомерной физической силы по имени Репрев, который решил посвятить свою жизнь служению самому могущественному царю. Сначала он предлагал свои услуги земным царям, потом пытался служить дьяволу, однако обнаружил, что дьявол боится креста, и обратился к святому отшельнику, который наставил его на путь христианской веры и посоветовал помогать людям пересекать реку. Однажды ночью к Христофору за помощью обратился некий младенец. Когда великан нес его через реку, ноша становилась все тяжелее и тяжелее, а вода в реке поднималась, и Христофор чуть не погиб, однако все же справился. Тогда младенец сказал ему: не удивляйся, ты же нес на своих плечах всю тяжесть мира, поскольку я младенец Христос, — и тут же крестил великана в реке, дав ему имя Христофор.

Святой Христофор vs Геркулес Фарнезский

Вверху справа: Геркулес Фарнезский. Скульптура Гликона. IV век до нашей эры. Внизу: Торс Геркулеса Фарнезского со спины. Рисунок Питера Пауля Рубенса из «Manuscrito de principios artísticos de Rubens (Manuscrito Bordes)». XVII век © Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens; © Museo Archeologico Nazionale di Napoli / photo: Marie-Lan Nguyen; © Museo Nacional del Prado

Образ святого Христофора ярко отражает увлечение Рубенса античным искусством. Гигантская фигура атлетически сложенного мужчины напоминает о знаменитой статуе Геркулеса Фарнезского, которую Рубенс видел и зарисовывал, когда был в Италии. Показательно, что при своем появлении образ Христофора многим показался шокирующим. Сохранилось ходатайство представителей церковного причта* к местному епископу с просьбой убедить Рубенса задрапировать фигуру святого, поскольку ее нагота оскорбляет чувства прихожан. Епископ, однако, оставил это обращение без внимания.

*Причт — штат священнослужителей (священники и дьяконы) и церковнослужителей (пономари, псаломщики, дьячки, чтецы и т. д.) при храме.

Посох святого Христофора

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

У Рубенса Христофор несет на своих плечах младенца, опираясь на посох. Посох — это постоянный атрибут святого Христофора, орудие его труда на переправе через реку. Легенда рассказывает, что по слову младенца Христофор воткнул посох в землю и тот пророс, превратившись в плодоносящее дерево. Это чудо позволило Христофору убедить многих принять крещение.

Правая створка: святой отшельник

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Рубенсу предстояло решить непростую композиционную задачу. Картина со святым Христофором должна быть двухчастной, так как находится на двух смыкающихся створках. Однако сюжет со святым Христофором сам по себе однофигурный. Поэтому художник вводит образ святого отшельника, который обратил Христофора в христианскую веру, и изображает его на второй створке.

Фонарь в руке отшельника

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

У отшельника в руках фонарь, которым он освещает в ночи путь Христофору и который вместе с тем символизирует пролившийся на великана свет христианской истины. Пылающий в фонаре огонь — единственный источник освещения ночной сцены. Зрительно он объединяет обе створки и создает драматический светотеневой эффект.

Открытые створки алтарного триптиха: три сюжета

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Сюжеты всех трех сцен раскрытого триптиха объединены темой несения Христа, иносказательно отсылая к имени Христофор, что означает в переводе с греческого «несущий Христа». В центре триптиха изображено снятие Иисуса с креста после распятия, на левой створке — встреча беременной Девы Марии, которая носит в чреве младенца Иисуса, со святой Елизаветой, а на правой — сцена принесения младенца Христа во храм. Таким образом, тема Христофора, столь важная для заказчиков Рубенса, символически преображена и в главных алтарных картинах.

Центральная часть триптиха: снятие с креста

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Центральная часть триптиха — монументальное «Снятие с креста» — признанный шедевр Рубенса и одна из его самых знаменитых живописных композиций. Снятие с креста тела Иисуса для последующего погребения упомянуто во всех четырех Евангелиях и принадлежит к числу самых популярных тем в христианской иконографии. Сюжет часто изображался в искусстве XVI — начала XVII века в виде многолюдной сцены с большим количеством участников. Рубенс приближает изображение к переднему плану и ограничивает число действующих лиц восьмью фигурами (шесть из которых — узнаваемые персонажи Священного Писания), образующими компактную группу, в центре которой — мертвое тело Иисуса. Христос предстает перед нами словно в ореоле обращенных на него взглядов и простертых к нему со всех сторон рук. Каждый персонаж ярко индивидуален, каждый привносит свою эмоциональную ноту в этот впечатляющий образ всеобщего скорбного и благоговейного устремления к Христу. Так в картине зримо воплощается глубинный философский смысл сюжета с точки зрения богословия. «Снятие с креста» понималось как символическое выражение таинства причащения телом и кровью Христовой, то есть евхаристии, важнейшего из христианских таинств.

Мертвое тело Христа

© Onze-Lieve-Vrouwekathedraal Antwerpen (Собор Антверпенской Богоматери) / www.artinflanders.be / photo: Hugo Maertens

Поза Христа, найденная Рубенсом, — одна из его самых больших творческих удач. Это мертвое, жестоко израненное тело с потеками крови, посиневшими кистями рук и ступнями, с упавшей на плечо головой и повисшей, неловко вывернутой рукой. Вместе с тем это очень красивая, отсылающая к высоким образцам античного искусства пластическая формула. Последствия жестокой казни и предсмертных мук переданы с почти пугающим натурализмом, но даже в смерти совершенное по пропорциям и пластике тело Спасителя остается прекрасным. При всем реализме изображения тело кажется невесомым. Касания людей, окружающих мертвого Иисуса, благоговейны и бережны, никто не проявляет чрезмерных физических усилий. Христос словно парит в воздухе, торжественно и плавно скользя вниз вдоль белой пелены на руки женщин, ждущих его для омовения и оплакивания. Белая пелена и само тело Иисуса оказываются в картине основным источником света, падающего на лица и фигуры остальных персонажей. В этом прочитывается отражение религиозного догмата о том, что Христос — это свет, пролившийся на человечество, прозябавшее в ночи греха и невежества.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе Акселерация и децелерация: как меняется наш рост от эпохи к эпохе

Во все времена существовали волны изменения длины тела

Популярная механика
3 даосские практики, которые помогут избежать новогоднего стресса 3 даосские практики, которые помогут избежать новогоднего стресса

Даосские практики против праздничного стресса: способы снять напряжение

Psychologies
Средневековые арт-объекты: что такое «запертые сады» из Мехелена Средневековые арт-объекты: что такое «запертые сады» из Мехелена

Рассказываем про удивительные коллажные алтари из музея Хоф ван Буслейден

Arzamas
Феромон-амур. О сексапильности с точки зрения науки Феромон-амур. О сексапильности с точки зрения науки

Научно объясняем, как работают феромоны

Maxim
Александр Бродский Александр Бродский

Соавтор проекта музея поэта Иосифа Бродского в Доме Мурузи

Собака.ru
«Приобретение завода в Дунакеси — следствие продуманной инвестстратегии» «Приобретение завода в Дунакеси — следствие продуманной инвестстратегии»

Потенциал венгерско-российского сотрудничества в железнодорожном машиностроении

РБК
Четыре серийных маньяка, которых так и не удалось поймать Четыре серийных маньяка, которых так и не удалось поймать

Четыре причины порадоваться, что ты живешь в эпоху ДНК-тестов

Maxim
Новый глава «Сибуглемета» — РБК: Новый глава «Сибуглемета» — РБК:

Как бывший премьер Белоруссии возглавил крупнейший угольный холдинг России

РБК
Шоу «Голос»: я выбираю тебя Шоу «Голос»: я выбираю тебя

История выборов президента в нашей стране

GQ
Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо Отправьтесь на экскурсию по комнатам страха в доме Гильермо дель Торо

Отрывок из книги «Кабинет редкостей» о Гильермо дель Торо

GQ
Михаил Сергачев Михаил Сергачев

Михаил Сергачев – хоккеист, в 22 года выигравший Кубок Стэнли

Maxim
Все средства хороши Все средства хороши

Пора брать в руки калькулятор – и свое будущее

Cosmopolitan
Власть эмоций. Почему люди верят в теории заговора? Власть эмоций. Почему люди верят в теории заговора?

Что показали исследования о любителях конспирологии

Reminder
Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes Как инженер-ядерщик с русскими корнями придумала «умную» карту деловых связей и попала в список Forbes

Как 28-летняя Екатерина Парамонова попала в рейтинг «30 до 30» Forbes

Forbes
Почему антиэйджинг стал прибежищем мошенников Почему антиэйджинг стал прибежищем мошенников

Надежда отменить старость привлекает в индустрию антиэйджинга мошенников

СНОБ
5 ошибок Ильи Елпанова, основателя «Ешь деревенское» 5 ошибок Ильи Елпанова, основателя «Ешь деревенское»

Ошибки, которые дали основателю «Ешь деревенское» полезный опыт

Inc.
«Ты можешь все»: мотивация или заблуждение? «Ты можешь все»: мотивация или заблуждение?

Что нас ограничивает и так ли плохо видеть границы своих возможностей?

Psychologies
Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения Этот кризис — ментальный. Его главный агент — индивидуальные решения

Главный фактор этого кризиса — частные решения отдельных людей

Эксперт
38 м² 38 м²

Заказчик Наталии Литвин предпочел полноценную спальню гостиной

AD
54 м² 54 м²

В квартире по проекту архитектурного бюро BIGO позаботились о комфорте кота

AD
42 м² 42 м²

Стилист Дарья Соболева оформила квартиру, сделав акцент на цвете и искусстве

AD
Ребенок-2021: тесты, которые нужно сдать в ожидании дитя Ребенок-2021: тесты, которые нужно сдать в ожидании дитя

Врач объясняет, какие тесты и скрининги необходимо делать беременным

Cosmopolitan
Музыка Музыка

Андрей Бухарин рассказывает о том, что страна слушала в нулевые

Esquire
Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать» Моя терапия: «Теперь мне не интересны партнеры, которых надо завоевывать»

Героиня рубрики «Моя терапия» смогла справиться с болью и изменить свою жизнь

Psychologies
Астроциты уличили в поедании синапсов взрослых мышей Астроциты уличили в поедании синапсов взрослых мышей

Клетки глии оказались способны к поеданию межнейронных контактов в мозге

N+1
Магия, балы и гудки паровозов: как Павловский вокзал изменил историю российской музыки Магия, балы и гудки паровозов: как Павловский вокзал изменил историю российской музыки

Благодаря невероятной музыкальной программе Павловский вокзал был местом силы

Arzamas
«Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве «Мягкая интеграция»: что 2020 год изменил на постсоветском пространстве

Интеграция на постсоветском пространстве будет продолжаться

Эксперт
Смертельное кожное заболевание дельфинов связали с изменением климата Смертельное кожное заболевание дельфинов связали с изменением климата

Морские млекопитающие гибнут из-за опреснения воды в прибрежных зонах

National Geographic
Изучение повадок гепардов помогло сократить потери скота на 86% Изучение повадок гепардов помогло сократить потери скота на 86%

Ученые нашли способ снизить потери скота по вине гепардов

National Geographic
Джек Лондон. Камень, который отвергли строители Джек Лондон. Камень, который отвергли строители

Он уже и сам не знал, чего хочет больше — уснуть или умереть

Караван историй
Открыть в приложении