Умеют подать голос
Для высокодинамичных автомобилей звук мотора очень важен. Есть много способов его усилить, уложившись в действующие экологические нормы
Когда все громче звучит тема тишайших электромоторов, разговор о выхлопе может показаться не шибко актуальным. Особенно для обитателей спальных районов, вздрагивающих в постелях от раскатистых канонад. И все же речь о довольно злободневной проблеме, учитывая внимание, которое автопроизводители уделяют ей (естественно, на моделях опеределенного класса) и системам, способным менять и усиливать «голос» автомобиля. При этом необходимо вписываться во все более строгие нормативные ограничения по шуму.
Но тогда как же сочетается законное право большинства на тишину со звуком, от которого на душе у любителей мощных машин становится тепло? Конфликт интересов ставит вне закона «прямоток», поскольку издаваемый с его помощью рокот намного превышает допустимый уровень даже с учетом того факта, что нынешние моторы в большинстве своем приглушены турбиной, нейтрализатором и даже противосажевым фильтром.
Симфония по запросу
Поэтому требуется система, которая врубала бы спортивный звук только в определенных условиях. Самое простое решение, что в ходу уже несколько лет, — установка в выпуске обходного клапана под управлением электроники: в зависимости от условий отработавшие газы проходят через магистраль и все глушители или же в обход одного из них. Так увеличивается громкость звука, в то время как противодавление в системе падает, что оборачивается лучшей отдачей. Естественно, все откалибровано таким образом, что во время сертификационных испытаний работает только самый тихий режим, в то время как громкий звук может активироваться автоматически, когда мотор раскручивается до определенного режима, получает нужную нагрузку или же выбран соответствующий режим — например, Sport.
Для сложных случаев
Система, которая меняет путь прохождения отработавших газов, предполагает наличие «здорового» двигателя, который имел бы подходящий тембр, чтобы его можно было выпускать на волю почти без ограничений. Но что делать, если под капотом дизель или трехцилиндровый агрегат? Конечно, вряд ли в таком случае речь идет о спорткаре. Однако нет ничего невозможного, учитывая новые гибридные тенденции и щедрость некоторых моторов, работающих на тяжелом топливе. Решением может быть воспроизведение микшированного звука с помощью салонных динамиков, связанных с выпуском.
Система, разработанная немецкой компанией Eberspächer в 2012 году, дебютировала на Audi A6 3.0 TDI V6 quattro мощностью 313 л.с., а на данный момент применяется на SQ7. Здесь предусмотрен блок управления, который в зависимости от нагрузки и режима работы мотора дает команду динамику выдавать желаемый звук. Последний меняется и в зависимости от выбранной программы вождения, обычной или спортивной. Система способна также снижать громкость, используя технологию шумоподавления.