Маленькая жизнь
На пятидесятилетие он получил приз всемирного конкурса «Автомобиль ХХ века». Да, величие малыша неоспоримо. И вот опять юбилей: в нынешнем году Mini уже 60.
Началом истории Mini принято считать крупный международный конфликт вокруг Суэцкого канала, начавшийся в 1956 году. Кризис навредил нефтяному бизнесу: в частности, возникли трудности с поставками бензина в Англию. Как решение большой проблемы напрашивалась разработка маленьких машинок. Очень маленьких и очень экономичных.
Сотворение чуда
Спасительный английский проект ADO15 задумал Леонард Лорд, директор компании British Motor Corp. Рабочую группу возглавил инженер Алек Иссигонис, которого теперь считают одним из самых талантливых автоконструкторов в истории. Техзадание предполагало кузовные габариты всего-навсего 3 х 1,2 х 1,2 м и убористое размещение узлов в пользу объема салона.
Иссигонис решил, что моторчик будет стоять поперечно и приводить передние колеса. Рядный четырехцилиндровый двигатель A-Series у компании уже имелся, но его объем уменьшили на 100 см3 до 848, мощность составляла 34 силы. Четырехступенчатую коробку передач для экономии места установили под мотором и скомпоновали с масляным картером. Радиатор приладили сбоку параллельно крылу. Пружины и рессоры не поместились вовсе, и в независимой подвеске применили упругие резиновые элементы, что сократило ходы до минимума. При планировке интерьера прикидывали, удобно ли будет разворачивать дорожную карту. Обстановка вышла вопиюще простая: передняя панель была именно что пустой панелью с приборным циферблатом по центру. Руль стоял с наклоном к горизонтали.
Шедевр минимализма вывели на рынок в 1959 году как две новинки под разными марками — Austin Seven и Morris Mini-Minor с базовой ценой £497. И сразу же потребовалась доработка уплотнителей: первые экземпляры пропускали воду. Вдобавок покупатели жаловались на утечки масла. Но главное — покупали! За первый год удалось продать тираж в 200 000. Началась Mini-эра. Со временем машинку распробовали, увлеклись, а в итоге Mini стал пользоваться бешеной популярностью. Тиражи множились, география продаж ширилась. За руль Mini сели Энцо Феррари, манекенщица-кумир Твигги, король Иордании Хуссейн и участники группы The Beatles.