Илоново дело
Задержка поставок Model 3, рекордные убытки, выпуск сомнительных облигаций... Уж не для того ли эксцентричный владелец Tesla перенес презентацию модели Roadster на более ранний срок, чтобы хоть немного взбодрить минорную реальность? Тогда сейчас весьма подходящий момент подтвердить обещания фактами: действительно ли компания из Пало-Альто способна создать спортивный электромобиль, способный разгоняться до 400 км/ч и проезжать 1000 километров на одной зарядке?
Если у тебя трудности, говори об успехах и поднимай ставки. Отвлекай внимание от тревожных цифр и увлеченно рассказывай о том, что греет сердца верующих (запас хода, лошадиные силы, ньютон-метры). В самый сложный для Tesla момент, если не учитывать близость банкротства в 2013 году (была даже разработана стратегия продажи части компании), Илон Маск будто забыл о производственных сложностях с Model 3. И вытащил из шляпы не одно, а сразу три чуда: второе поколение Roadster, одного из самых быстрых серийных автомобилей в истории; Semi, электротягач с запасом хода 800 км на одной зарядке; первые эстетические наработки нового пикапа, анонсированного романтическим тизером. Все три продукта увидят свет не раньше 2019-2020 годов. И это по самым оптимистичным расчетам. В середине ноября 2017-го, после оглашения финансовых результатов третьего квартала (убытки составили $671 млн, а по итогам года — $1,4 млрд), Маск бодрой походкой взошел на сцену в штаб-квартире SpaceX в Хоторне, чтобы вновь перевести стрелки в небо, совместив презентацию грузовика и родстера второго поколения.
Под давлением космических амбиций хайтек мифология пошла первыми трещинами
Между шоу и реальностью
Возвращение к истокам (первый Roadster дебютировал в 2008 году) не удивляет — «камбэк» идеально вписывается в рассказ Маска о грандиозном и прямо-таки фантастическом будущем. И не важно, идет ли речь о полете на Марс, вакуумном поезде Hyperloop, тоннелях под Лос-Анджелесом или прямо-таки космических суперкарах, построенных на основе технологий ракет Falcon и орбитальных капсул Dragon. Эта хай-тек мифология отвлекает внимание от ситуации с «самой массовой» моделью Tesla — Model 3.
Даже в США «трешка» в средней конфигурации стоит немалые $42 000. А ведь проект должен был стать трамплином, с помощью которого компания быстро достигнет уровня ведущих автобрендов. Производственный план предусматривал ежегодный выпуск до 20 000 экземпляров Model 3 к декабрю 2017-го с последующим увеличением общего объема (вместе с Model S и X) до 480-500 тыс. машин в 2018 году. То есть ожидалось пятикратное повышение производительности по сравнению с 2016-м, когда реализовали 83 922 автомобиля.
В четвертом квартале 2017 года было построено всего 1542 экземпляра Model 3
Подпитка Уолл-Стритом
Во время июльской презентации серийной версии Model 3 все это казалось реальным: 455 000 предзаказов, за каждый из которых заплачено по $1000 или 1000 евро; живые очереди из желающих внести средства; производство, основанное на диковинном для автоиндустрии краудфандинге. Но радужное будущее столкнулось с суровой правдой жизни.
Денег оказалось недостаточно, чтобы гарантировать работу конвейера и развитие Gigafactory в Неваде. Поэтому в августе 2017-го Маск продолжил набивать кассу, предлагая необеспеченные облигации — бумаги с высокой доходностью, но и такой же степенью риска. Рейтинговые агентства называют их «джанковыми». Но сборы вновь превысили ожидания — $1,8 млрд! Еще один успех, основанный на харизме основателя компании. Однако совсем скоро планы пришлось пересмотреть — первоначальные прогнозы спутал «производственный ад».