Пустота, игры с огнем и дзюдо: каким был художник Ив Кляйн
Вы могли не знать его имени, но вы точно видели этот цвет — гипнотизирующий глубокий синий. Он его изобрел. «Это будет голубое и только голубое, чему я посвящу свою жизнь!» — говорил Ив Кляйн. Сегодня мастеру нематериального искусства могло исполниться 95 лет. Рассказываем несколько интересных фактов из его биографии.
«Основы дзюдо»
Родители Ива, Мари Рэймонд и Фред Кляйн, были художниками. Здесь можно предположить, что это обстоятельство сразу определяет карьеру молодого Кляйна или как минимум круг его увлечений. Но Ив Кляйн пошел совсем другим путем. Он учился в Высшей школе торгового мореходства и Национальной школе восточных языков, интересовался литературой, джазом и боевыми искусствами, особенно дзюдо, которое практиковал на протяжении всей жизни.
Во время визита в Японию в 1950 годах Кляйн усовершенствовал технику, став не только обладателем черного пояса четвертого дана, но и первым европейцем, поднявшимся до этого звания. Вернувшись в Париж в середине 1950-х, он открыл клуб дзюдо и написал книгу «Основы дзюдо». Дзюдо было для художника духовной дисциплиной, и этот опыт глубоко повлиял на его работы.
Поэт пустоты
«По сути, истинным художником будущего будет бессловесный поэт, который ничего не напишет, но, не формулируя, в тишине, будет рассказывать об огромной и безграничной картине», — считал Ив Кляйн. Он был мастер нематериального искусства и воплощал свои идеи и в музыке. Так, в 1949 году он написал «Монотонную симфонию», или симфонию «Монотонная тишина». Звук, ре-мажорный аккорд, создаваемый оркестром и хором, начинался внезапно, в полную силу и наполнял пространство в течение 20 минут, а затем обрывался так же внезапно, как и начинался, но аплодисментов не следовало: участники оркестра оставались сидеть на