Первобытная сила
Мышление образами, символические действия и странные ритуалы, непонятные современному цивилизованному человеку… Как это поможет восстановить связь с нашей глубинной сущностью, интуицией и внутренней силой, подавленными в современном обществе?
Когда алтайские шаманы в августе 2019 года взялись вызвать дождь, чтобы потушить горящие сибирские леса, многие жители Центральной России посчитали это как минимум смешным и наивным. Но только не те, кто понимает глубинный смысл этого ритуала, который на первый взгляд кажется абсурдным. Для нас, оперирующих логикой, пошедший дождь – всего лишь удачное совпадение. Для шаманов – следствие работы скрытых сил.
«Современное общество очень умное в интеллектуальном плане, – рассказывает арт- и гештальт-терапевт Анна Ефимкина. – Но уже после нескольких лет работы психологом я обнаружила, что ум совершенно не помогает решать некоторые жизненные задачи. Более того, иногда он сильно мешает. Мы, современные люди, мыслим зачастую левым (логическим) полушарием. И полностью блокируем себя от нестандартных решений, за которые отвечает правое полушарие. С его помощью живут туземцы. Им не нужна логика в нашем понимании, у них своя математика и физика. Они мыслят образами, видя их везде».
Когда-то так мыслили все люди. Так видят мир дети – до тех пор, пока какой-то авторитетный взрослый не скажет им, что «это невозможно» и у мира материального есть ограничения. Оглянитесь: как мало среди нас, выросших, тех, кто сохранил эту первозданную способность отключать ум и следовать интуиции, внутреннему убеждению, зову души и природы. Но ее можно вернуть!
Слева направо
«Первобытным мышлением» этнолог Клод Леви-Стросс (Claude Lévi-Strauss) в своей одноименной книге назвал универсальное и докапиталистическое мышление. Эта тема увлекла психотерапевта, психоаналитика, основателя Французской ассоциации психогенеалогии Элизабет Оровиц (Elisabeth Horowitz). Она наблюдала за жизнью коренных народов с островов Тихого океана, Австралии, Индии и Африки. Их действия могут удивить и смутить жителя мегаполиса, ведь туземцы принадлежат к тому уровню взаимоотношения с миром, который был забыт и заглушен в современной культуре.
«То, что Элизабет Оровиц называет архаичным мышлением, я бы назвала правополушарным мышлением, – поясняет Анна Ефимкина. – Левое полушарие отвечает за причинно-следственные связи. Однажды мы поступили так-то – и случилось то-то. В следующий раз мы не будем так поступать, боясь опять получить по загривку, тем самым закрывая путь для нового опыта – ведь не факт, что ситуация повторится. В Академгородке Новосибирска, где я живу и работаю, ко мне на арт-терапию приходят люди, имеющие научные степени. Именно у них в первый день семинара начинает раскалываться голова – они не привыкли думать иначе».
Эти люди могут рассчитать свое будущее, планировать завтрашний день. Но в жизни всегда происходит что-то непредвиденное. Для левополушарного человека это помеха, сбой системы. Но если прислушаться к правому полушарию, то, например, обычная поломка каблука – знак, что нужно менять планы. Он не просто так сломался, он сломался здесь, сейчас, в контексте данной ситуации. «Давайте проанализируем связи на примере с каблуком, – продолжает Анна Ефимкина. – Каблук, например, давно шатался, но его хозяйка – ленивая, не захотела вовремя отремонтировать. А что еще ей нужно починить в своей жизни, но она откладывает? А может быть, туфли дешевые и ненадежные, и их владелице давно пора сменить ценовой сегмент покупок на более дорогой? В чем еще она себя «уценивает»? Что не позволяет себе?» Таких версий может быть много. История оказывается на поверку не про каблук, а про что-то совсем другое.