Найти настоящего друга
Играли в одной песочнице, сидели рядом на студенческой скамье… Повезло, если мы познакомились со своим «альтер эго» на заре жизни. Но и в зрелом возрасте иногда мы встречаем родственную душу. Того, кто поймет с полуслова и придет на помощь в несчастье. Какую дружбу мы считаем верной и что сделать, чтоб она у нас была?
«Мне исполнилось 40, а у меня нет ни одного верного друга и похоже, что и не было. Где же такого найти?» – озадачена Наталья. Недавно экзистенциальный психотерапевт Виктория Дубинская провела исследование, которое привело к парадоксальным результатам. Участникам было задано всего два вопроса: «Есть ли у вас друзья?» и «К кому вы обратитесь, если вам понадобится помощь?». «На первый вопрос почти все ответили утвердительно, – рассказывает автор исследования. – А вот второй заставил задуматься. Оказалось, что многим в трудных ситуациях неловко обращаться к друзьям, с просьбой дать денег взаймы или помочь с переездом они скорее обратятся к ближайшим родственникам». Почему так происходит? Ведь едва ли не главное определение друга – «тот, кто готов помочь».
Осторожность не помешает?
Мы путаем понятия, считает Виктория Дубинская, и часто называем друзьями тех, к кому хорошо относимся, с кем у нас общие интересы. Но это не дружба, а знакомство или приятельство – более поверхностный контакт, который не подразумевает взаимных обязательств сверх обычной вежливости и доброжелательности.
Но для настоящей дружбы этого недостаточно, она требует эмоционального обмена на самом глубоком уровне. Однако мы далеко не всегда готовы на самораскрытие, к тому же у каждого из нас в прошлом есть опыт обмана. «Мы 15 лет дружили семьями: создали и вели общий бизнес, наши дети выросли вместе, – с горечью вспоминает 37-летний Максим, – а потом я узнал, что наши друзья несколько лет собирали на нас с женой ложные справки в психиатрической клинике, чтобы переписать совместный бизнес на себя, и в результате сделали это! Это был удар! Рухнули все мои представления о том, что можно и нельзя».
После такого опыта, конечно, непросто восстановить веру в добро. Настороженное отношение к другим может быть следствием и разных травмирующих событий (например, супружеская измена, совершенная с другом семьи), и общей тревожности, унаследованной с детства.
Есть простой способ диагностировать свою способность к доверию – упражнение, которое часто делают на групповых психотерапевтических занятиях. «Несколько человек встают сзади вас, и вы спиной падаете им на руки, – рассказывает экзистенциальный психотерапевт. – Некоторые просто не могут упасть назад, они не уверены в том, что их подхватят. А другие, наоборот, падают не глядя: они будто проскакивают стадию, где нужно посмотреть, кто стоит за тобой, что это за человек, можно ли на него рассчитывать». Доверие должно быть «зрячее», с открытыми глазами, подчеркивает психотерапевт, только при этом условии знакомство может перерасти в дружбу, которая заслуживает этого названия.
Шаг за шагом
Многим кажется, что без дружбы можно прекрасно обойтись, – гораздо больше их волнует любовь и поиск партнера. Но успешное создание семьи невозможно без опыта дружеских связей, убеждена Виктория Дубинская: «Если вы никогда не дружили, совместная жизнь с парт нером может оказаться для вас такой же сложной, как высшая математика для первоклассника». Но и в дружбе не такто просто «сдать экзамен»: часто мы чрезмерно ув лекаемся и идеализируем нового знакомого, а за идеали зацией неизбежно следует разочарование. О таком случае рассказывает 32летняя Марина: «На родительском со брании мы договорились с одной мамой вместе с дочками съездить вместе в Питер. Мы с Женей плохо знали друг друга, но чувствовали взаимную симпатию. В первый же день обнаружилось различие в предпочтениях. Я встаю довольно поздно и люблю пройтись по магазинам, а Женя уже в восемь утра была готова бежать