Чтобы не было мучительно больно
Новые цели – вот спасательный круг, за который мы можем схватиться, чтобы удержаться на плаву в океане неопределенности и достичь будущего.
Не так уж много времени прошло с тех пор, как мы под новогодней елкой загадывали желания и мечтали о будущем, строили радужные планы. Однако обстоятельства изменились, и реальность вносит свои коррективы. Мы начинаем задумываться, какие цели из прошлой жизни переформулировать, что нового добавить. В этом поможет бизнес-консультант, коуч, бизнес-тренер Марк Кукушкин. Итак, берем ручку, лист бумаги и выстраиваем цели по-новому. Будем откровенны с собой и честно оценим возможности и ресурсы.
Шаг 1. Воспринимать мир как новый
Первое и самое необходимое, что мы можем сделать, – исходить из предпосылки, что мир стал другим, в нем предстоит жить дальше. Если будем мыслить не из ситуации сожаления о том, что ушло, а из ситуации новой реальности, то взбодримся и вдохновим себя.
«Вспомните знаменитое наблюдение, сделанное психологом Виктором Франклом в то время, когда он оказался узником немецкого концлагеря1 , – предлагает коуч, – в ситуации ограниченной свободы, отсутствия выбора в суровых условиях «первыми сломались те, кто верил, что скоро все закончится. Потом – те, кто не верил, что это когда-то закончится. Выжили те, кто сфокусировался на своих делах, без ожиданий того, что еще может случиться». Другой мир распахивает перед нами свои двери внезапно, и правила игры тут же меняются». Выход в том, чтобы не ждать возврата к старому, не ставить время на паузу, а снова начать действовать.
Что делаем? Рассмотрим две тактики постановки целей в мире, где действуют новые, непривычные правила. Первая – это аудит (проверка) внутренних ресурсов и поиск возможностей. Мы можем обратиться к своим прежним целям и планам (на год, месяц) и подумать: от каких из них стоит отказаться? Смело эти цели вычеркиваем. А затем переходим к следующей категории – целям, которые можем переформулировать. Например, мы можем пересмотреть план продаж, если наша работа связана с товарами и услугами, или выбрать другое направление для путешествия летом, или скорректировать семейный бюджет.
Составьте список всех стоявших перед вами целей и разделите их затем на три категории: «цель сохраняется», «цель маловероятна», «стоит отказаться». Добавьте к списку категорию «новые цели».
Вторая тактика постановки целей называется «Первый день». Представьте себе, что сегодня наступил день, когда вы начинаете делать что-то новое: открываете кофейню, решаетесь написать книгу, выращивать любимые цветы или разводить енотов. Вы никогда прежде этим не занимались. Находясь на нулевой точке отсчета, мы можем не устраивать вечер воспоминаний, думая о прошедшем и недостижимом, а начать движение вперед «здесь и сейчас». Эта тактика предполагает, что мы заново формулируем все цели, как в первый раз. В этот момент полезно будет задать себе такие вопросы: «Какие цели я поставил бы себе сейчас, если бы делал это впервые? С кем хотел бы начать новое дело? Какие у меня есть для этого внутренние ресурсы?»