Без ума от любви
Наша эпоха избегает страдания и склоняется к гедонизму. Нам хочется, чтобы общение с партнерами приносило только удовольствие. Мы стараемся контролировать свой выбор и находить тех, кто не заставит нас терзаться… Вот только все равно то и дело предпочитаем других. Почему? И может ли любовь свести с ума?
Мы решили, что мы сильнее любви. Попытались взять ее под контроль, одомашнить. Читаем статьи, которые учат, по каким признакам оценивать потенциального партнера, как просчитывать риски. Мы используем сайты знакомств, чтобы расширить круг и выбрать наверняка. А некоторые – не только мужчины, но и женщины – стараются застраховаться от неудач, отказавшись от длительных связей. Но часто и они теряют голову от любви. В ранг святыни безумную любовь возвел романтизм, и хотя времена изменились, она не спешит сойти с пьедестала. Возможно, все дело в жажде абсолюта, которая свойственна самой человеческой природе. И наше общество, усвоившее ценности потребления, тем не менее не покончило с любовным безумием.
Рискуют все
«Я ее не встретил, я ее узнал», – пытается объяснить Иван, безумно влюбленный в Светлану уже несколько месяцев. Обычно это первый симптом. Сумасшедшая любовь накрывает с головой. В этих случаях мы не спрашиваем себя, а любовь ли это. Мы говорим: да, это наконец случилось и со мной. Даже если предмет страсти не в нашем вкусе, даже если он полная противоположность того, кто нам подходит, мы его «узнаем». Но при этом мы перестаем узнавать сами себя. Не можем сопротивляться, словно лишившись вдруг собственной воли. «Сразу же все понеслось вперед на полной скорости, – продолжает Иван. – В первую же ночь все было решено. Судьба связала нас. Это не в нашей власти». Светлане еще не исполнилось 20 лет, а Ивану – 54, и у него трое детей, причем младшая из них ровесница Светланы. «Когда ты нормальный, цивилизованный, разумный человек, – говорит он, – ты знаешь, что такое невозможно. Что так поступать нельзя. Но все равно идешь на это, потому что не можешь иначе. В этом и заключается настоящее безумие».
Все, кому случалось обезуметь от любви, выбирают слова из области сверхъестественного: «магия», «чары», «чудо», «одержимость»… Нет слова, чтобы описать это впечатление, одновременно сладостное и ужасающее, – чувство утраты самого себя. Чувство, что мы вдруг стали способны на все – и на худшее, и на лучшее, вышли за некий предел.
Когда в жизни Милены внезапно появился Георгий, ей было 35 лет. Замужем, спокойная мать двух детей 3 и 7 лет. Никогда она не могла бы предвидеть этого катаклизма. «С первой же нашей встречи я физически почувствовала, как что-то пронизывает меня, как что-то тает глубоко внутри. Ради Георгия я была готова на все. Иногда ночью я дожидалась, чтобы все в доме заснули, и шла на свидание с ним. Мы занимались любовью так, словно дни наши были сочтены. А потом я возвращалась, как вор, но без малейшего чувства вины».
Зависимость от тела, от сердца, одержимость, преображение… Но также и навязчивость, регрессия, галлюцинации, паранойя… К описанию можно привлечь весь лексикон психиатрии. Елена, которой сейчас 45 лет, до сих пор удивляется тому, как могла часами ждать на лестничной площадке Сергея, которого она «обожала» и который сводил ее с ума своими тайнами и непредсказуемыми исчезновениями. «Он был моим Серым, моим волком, – вспоминает она три года спустя. – Сумрачный, диковатый, таинственный. Любовь с первого взгляда на сайте знакомств. Он долго откладывал встречу в реале, однажды даже сменил аккаунт, но я его нашла. Чем дольше я ждала, тем сильнее о нем мечтала. В тот день, когда мы наконец встретились, я уже принадлежала ему целиком. Мои подруги беспокоились. А я нет. Он приходил ко мне, чтобы заняться любовью. Я ничего о нем не знала, ни его настоящего имени, ни адреса, ни места работы… Он полностью принадлежал мне, пока был со мной, но оставался непредсказуемым и неуловимым. Он закрывал за собой дверь – и я не знала, когда он вернется. Из-за этого я была буквально без ума от него. Это было сродни зависимости и продолжалось около года. Когда он окончательно исчез, я пережила настоящую ломку».