Псевдоинтеллектуал, графоман и соблазнитель девочек: слово в защиту позднего Вуди Аллена
В прокат вышел «Дождливый день в Нью-Йорке» — романтическая комедия Вуди Аллена, продолжающего снимать по фильму в год на протяжении полувека. Фильм все-таки оказался на экранах, несмотря на новую волну медийного скандала 30-летней давности с обвинениями режиссера в педофилии. Журналистка Алиса Таежная защищает Вуди Аллена от классических обвинений в самоповторе, графоманстве и поверхностном взгляде на кино и человеческую природу.
По сюжету картины молодой главный герой по имени Гэтсби (Тимоти Шаламе) приезжает в Нью-Йорк со своей девушкой Эшли (Эль Фэннинг), начинающей журналисткой, чтобы сопроводить ее на интервью со знаменитостью. Обоих захватывает большой город — парень встречает сестру своей школьной любви, а девушка попадает в заманчивый мир американских селебрити. В любимом Алленом Нью-Йорке тем временем льет как из ведра. Фанаты легко считают «фирменного Вуди» — здесь полно изящных и простых шуток об абсурдности мироустройства, американском невротизме, изменах и зыбкости романтических отношений. Хейтеры разозлятся на еще один фильм режиссера, который «если и говорил что-то новое, то в 70-е и 80-е, а с тех пор бесконечно повторяется». Давайте разберемся с основными претензиями к режиссеру.
Аллен всю жизнь снимает один и тот же фильм
Это вообще самое типичное обвинение в сторону режиссера с узнаваемым почерком. Вуди Аллен сидит в режиссерском кресле больше полувека, а в качестве писателя и сценариста и того больше: он начинал карьеру как автор рассказов и комедийных скетчей для телешоу еще в 60-е. Фильмография Аллена действительно удобно делится на «веселые» и «грустные» фильмы, отличает которые, главным образом, количество выпуклых гэгов. По сути же, все фильмы Вуди Аллена — неважно, будет ли это подражающее Юджину О-Нилу «Колесо чудес» или зарисовка на тему Достоевского «Иррациональный человек» — это история разочарования человека в себе и своих иллюзиях и — изредка — замещение одних неактуальных иллюзий другими.
«По Аллену, мы всегда выбираем, в каком жанре хотим жить, и вырабатываем подходящий только нам способ справляться с хаосом, исходя из воспитания и темперамента»
«Дождливый день в Нью-Йорке» в этом смысле — идеальный пример алленовского «веселого» фильма, в котором за невинным шутками о двойной жизни знаменитостей и кудрями Тимоти Шаламе сквозит разочарование молодого человека в любви и привычной картине мира. Да, героиня Эль Фэннинг здесь потешно напивается и икает, а герой с помпезным именем Гэтсби гуляет небрежной походкой скучающего сноба. По сути они — неподходящая пара, в которой каждый не особо понимает чувства и амбиции другого. Бойфренд не осознает, насколько его тщеславной девушке хочется быть в гуще событий — он для нее всего лишь ступенька на лестнице к более статусным мужчинам и интересному обществу. Девушка не чувствует вещей, определяющих мировоззрение ее молодого человека — его любовь к старому кино, дождливому городу, американской литературе и усталость от родительского статуса богачей. Аллен на новый лад снимает о необходимости быть готовым к разочарованию в себе и другом человеке, но слепая вера в чувства и собственное предназначение способны долгое время держат нас на плаву. Всем, кто продолжает делить Аллена на «грустного» и «веселого», стоит обязательно посмотреть малоизвестный фильм «Мелинда и Мелинда», определяющий метод режиссера: в зависимости от выбора жанра (комедия или трагедия) Аллен ставит свою главную героиню в череду меняющих судьбу ситуаций — к лучшему или худшему. По Аллену, мы всегда выбираем, в каком жанре хотим жить, и вырабатываем подходящий только нам способ справляться с хаосом, исходя из воспитания и темперамента. Иногда, как в «Матч-поинте», судьба будет на нашей стороне, независимо от наших жутких поступков. Иногда, как в «Кризисе в шести сценах», даже турбулентное время не затянет нас в свою воронку. Порой судьба слишком благосклонна к нам, порой справиться с жутким кризисом можно только через самоиронию и тренируемую привычку идти дальше, не опуская руки, — в Кони-Айленде середины ХХ века или дождливом Нью-Йорке 2018 года Аллен уже 50 лет действительно говорит одно и то же.