Проводник к большим заводам: зачем нужен байер для поставок из Китая и как с ним работать
Что нужно знать предпринимателю о заключении контракта, выборе товара, его оплате и доставке.
Рассказывает Александр Кулам.
Кто такой байер и чем он занимается
В последние годы слово «байер» всё больше ассоциируется с подделками, поскольку так называют себя агенты, которые покупают в Китае копии люксовых брендов и отправляют их заказчику — часто физлицам. Однако изначально он работает с бизнесом.
Байер — он же менеджер по закупкам, — ищет новые бренды, летает на модные показы и отсматривает сотни коллекций, чтобы сформировать ассортимент для магазина одежды. При этом он смотрит на «ДНК» компании, целевую аудиторию, необходимое соотношение базовых вещей и трендов именно у этого проекта и так далее.
Профессиональные байеры ориентируются на то, что будет продаваться, а не на то, что понравится лично им. Собственно, с этой должности и началась работа моей жены в Китае: поначалу она отбирала ассортимент только для одного клиента — своего работодателя, а со временем мы открыли компанию и сейчас обслуживаем сотни таких клиентов.
Слово «байер» из закупок одежды перекочевало во всю сферу торговли: некоторые из них работают со всем подряд — и с мебелью, и с чаем, и с детской одеждой, и с электроникой. Как понимаете, уровень погружения в каждую из этих ниш не может быть одинаково глубоким, но для каких-то простых заказов это может работать.
Помимо поиска и выбора товара байер:
- Организует процесс оплаты и доставки заказа.
- Проверяет товар на складе.
- Если возникают проблемы, связывается с производителем и решает их — в Китае фабрики любят подсунуть не тот цвет, не те размеры, другое количество товара и так далее.
Для небольшого разового заказа вам он вам вряд ли понадобится. Обычно к его услугам обращаются компании, у которых есть постоянные и сложные заказы. Приходя к байеру, они получают «своего человека» в Китае, который будет оптимизировать их расходы, защищать интересы и так далее — в одиночку из-за границы менеджерить процессы закупки и проверки товара почти невозможно.
Это профессии нигде не учат, поэтому стандарты работы и стоимость услуг у всех отличаются. Чем опытнее байер, тем выше вероятность, что он не испугается оформления документов, необходимой маркировки, ведения ВЭД и других страшных слов. Или отговорит от бессмысленного заказа, например, когда у предпринимателя мало денег и опыта, и ему сложно посчитать все расходы.
Например, он видит только цену товара 50 тысяч рублей, а мы объясняем, что ещё за комиссию, упаковку, доставку и страховку он заплатит в два раза больше, что это неразумно, он получит высокую себестоимость, не сможет ничего продать и закроется через три месяца. В таком случае рекомендуем не спешить в Китай, а начать работать с местными производителями или дистрибьюторами, да хоть с тем же рынком «Садовод». Да, не так круто и красиво, зато можно безопасно потестить идею на небольших бюджетах.
Бывает так, что клиент говорит: «Я вам доверяю, выберите там на свой вкус, что у меня хорошо пойдет». От таких мы тоже отказываемся. Это перенос ответственности в ключевом вопросе — выборе продукта. Потому что мы-то можем выбрать самое крутое и классное, но продажи все равно делает предприниматель. Кто его ЦА, сколько у них денег, сможет ли он показать этот товар должным образом — это все за рамками нашего контроля, поэтому такую ответственность нельзя делегировать байеру.