Провальный курс: почему импортозамещение не оправдало надежд
Объявленный в 2014 году курс на независимость российской экономики от импорта был фактически провален. Залогом экономического роста должны стать не протекционистские меры, а стимулирование экспортеров
Курс на импортозамещение был объявлен в России в 2014 году после введения санкций со стороны западных стран. Благая идея основывалась на том, что мы должны наладить собственное производство закупаемой ранее продукции и снизить зависимость основных отраслей от импорта. Удалось ли добиться желаемого?
Планы и факты
По данным государственной информационной системы промышленности планировалось, что в лесопромышленном комплексе уровень закупок за рубежом снизится до 49%, в нефтегазовом машиностроении — до 55%, в автомобилестроении — до 7%, в станкостроении — до 75%, в медицине — до 33%, в легкой промышленности — до 44%.
Безусловно, к началу 2019 года удалось достичь определенных успехов. К примеру, российская промышленность производит до 60% комплектующих для иностранных автомобильных брендов, но не 93% как ожидалось. Другие рынки не показали и таких результатов: нефтегазовое машиностроение по-прежнему на 71% зависит от импорта, станкостроение — на 93%, медицина — на 73%, легкая промышленность — на 78%, лесопромышленный комплекс — на 87%.
Каковы же причины фактического провала плана импортозамещения? Ответ прост: внутренний рынок РФ не обеспечивает достаточного спроса. Зависимость от импорта сохраняется, поскольку проще купить за рубежом в нужном объеме, чем производить «на склад». Для создания производства российских аналогов машин, оборудования и комплектующих, не говоря уже о лекарствах, нужно время и инвестиции, а их нет. К примеру, для производства лекарств, с учетом времени тестирования и вывода на рынок, нужно не менее 7 лет и несколько миллионов долларов на исследования. Можно ли было добиться заявленных показателей и снизить зависимость от зарубежных препаратов в 2 раза за 5 лет без серьезных капиталовложений? Разумеется, это было нереально.