Кажется, новостная повестка каждого дня формируется из обиженных и обидевших

ForbesОбщество

Простите, извините: почему мы все оказались виноваты в 2019 году

Если словом года по версии Оксфордского словаря в прошлом году было «токсичный», то в 2019-м им вполне может оказаться глагол «извините»: кажется, новостная повестка каждого дня формируется из обиженных и обидевших потребителя компаний

Александр Бланарь, Марина Анциперова

1-gettyimages-1153554449.jpg__1567076712__59201.jpg

Тема извинений в бизнесе совсем не нова, множество скандалов происходит ежегодно. Но в этом году брендам и людям приходится извиняться за самые неожиданные вещи: за нарушение суверенитета Китая, за недостаточное разнообразие фигур или наций в рекламных кампаниях (Reebok Russia с Малыгиной, Миногаровой и Курковой), за использование слова «кимоно» (скандал с участием Ким Кардашьян, от которой ожидалось переименование одноименной линейки — прим. Forbes Life), за то, что не поделились косметикой с блогерами, за танцы школьников во Владивостоке, за посты в Instagram, за плохие слоганы в рекламе, за расизм, за неперерабатывающиеся материалы и светящиеся стаканы (несколько раз), за сексуальные домогательства, за возможность принца Джорджа заниматься балетом. В сериале «Черное зеркало», который можно воспринимать как предсказание нашего ближайшего будущего, есть эпизод «Ненависть нации», где жертвами загадочных убийств становятся люди, которых до этого травили в социальных сетях. До такого исхода мы пока не дошли, но ненависть и истерия начали носить массовый характер.

Кто и за что?

Этика 2019 года представляет собой набор строгих правил, которым должны соответствовать компании, их стратегии и поведение первых лиц. С развитием соцсетей и новых медиа karma police в лице широкой общественности стала реагировать молниеносно и не жалеть времени и сил, чтобы донести до фигуранта пусть и маленького скандала свое недовольство. Часть конфликтных ситуаций кажется абсурдными, но и из них бренды, люди, да и общество в целом могут вынести урок и определить нормы поведения в 2019 году.

Из последнего — извиняться за фотографию убитого волка в Instagram пришлось Андрею Трубникову, владельцу Natura Siberica. Как выяснилось позже, предприниматель никогда животных не убивал, а фотографию просто нашел в интернете: хотел показать размеры гигантского волка. Вместе с тем трудно поспорить с тем фактом, что публиковать в соцсетях убитых диких зверей странно, особенно когда ты являешься публичной личностью.

Несладко пришлось Леди Гаге, когда пресса вдруг решила, что Брэдли Купер ради нее расстался с российской народной любимицей, моделью Ириной Шейк. Несколько дней в Instagram певицы не утихали комментарии на русском языке — в остроумии упражнялись все, даже российские знаменитости.

Особенность 2019 года и зарождающейся новой этики в том, что нормы продолжают формироваться — прежде всего как реакции на конкретные инциденты. Как самим публичным лицам, так и внешним наблюдателям трудно предсказать, за что придется извиняться: что именно в каждом случае они апроприируют, например, и что из этого апроприированного им апроприировать нельзя. Особенно показателен этот конфликт для индустрии моды, которая в эпоху то ли продолжающегося постмодернизма, то ли народившегося метамодернизма привыкла жонглировать разными стилями, эпохами, национальными костюмами и образами известных людей, постоянно рискуя вступить на опасную территорию. Бренды должны быть готовы реагировать моментально, а также реагировать правильно.

Уроки географии

Один из последних больших скандалов случился с брендом Dolce&Gabbana, когда компания сняла рекламную кампанию про «китайско-итальянскую» дружбу, которую в Китае восприняли как обидную и некорректную. Dolce&Gabbana не успели быстро придумать, как отреагировать, и в сети появились скриншоты переписки Стефано Габбаны, где он нелестно отзывается о китайцах. За этим последовало стандартное «нас взломали», но ничего не помогло: показ в Шанхае отменили, а китайские блогеры демонстративно сжигали вещи бренда. После дизайнеры признали вину и извинились, но осадочек остался. Возможно, если бы раскаяние последовало моментально, реакция была бы слабее или блогеры были бы отходчивее. Но чего можно ожидать, когда небольшой бренд обижает целую нацию? В такой момент, вероятно, нет другого выхода, как только признать вину и очень долго извиняться.

Брендам особенно активно стоит следить за политическими новостями, а еще учить географию. Последний скандал Versace также связан с Китаем. Компания выпустила футболки, где были перечислены города и страны, в которых присутствует марка: например Милан — Италия. А Гонконг был указан как отдельное государство. Сразу заговорили о подрыве суверенитета Китая, а бренд и лично Донателла Версаче извинялись перед всей страной. С похожей ситуацией столкнулся бренд Coach. Амбассадор бренда в Китае модель Лю Вэнь расторгла контракт из-за того, что у Coach была футболка, где Тайвань значится отдельной страной. Кажется, самый простой и действенный способ — извиниться. И сделать это моментально, не теряя ни секунды. Главное не оправдываться. Единственная стратегия, которая поможет бренду продолжить жить спокойно. Так, например, случилось с H&M после скандала с толстовкой Coolest monkey in the jungle.

Forbes Life, заранее извиняясь за все, поговорил с экспертами в PR и маркетинге, которые хорошо знают, как сложно создать и легко разрушить чью-то репутацию.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Обратная сторона праздника Обратная сторона праздника

Почему многие признаются, что праздники для них – это самое грустное время

Psychologies
Все фигуранты Все фигуранты

Вспоминаем, кто и за что осужден в рамках «московского дела»

Esquire
Мужчина года: Сергей Бурунов Мужчина года: Сергей Бурунов

Весь 2019 год Сергей Бурунов не сходил с экранов

Glamour
...и я скажу, кто ты! ...и я скажу, кто ты!

Не все лучшие подруги одинаково хороши

Cosmopolitan
Почему замужние женщины отказываются от секса Почему замужние женщины отказываются от секса

Сексуальная жизнь пары может сойти на нет по разным причинам

Psychologies
«Зоркое» меню: как поддержать зрение «Зоркое» меню: как поддержать зрение

Какие проблемы со зрением могут возникать во время беременности?

9 месяцев
Как вернуть флешку из загрузочной в обычную Как вернуть флешку из загрузочной в обычную

Загрузочная флешка не всегда подходит для использования в качестве накопителя

CHIP
Как Копенгаген стал одним из немногих городов мира, где безопасно купаться круглый год Как Копенгаген стал одним из немногих городов мира, где безопасно купаться круглый год

Мегаполисы по всему миру собираются сделать свои водоемы безопасными для купания

Forbes
Где Москва Где Москва

Нерезиновая: как избавиться от зависимости

Русский репортер
Девочки сверху: У петербургского молодого искусства женское лицо Девочки сверху: У петербургского молодого искусства женское лицо

В нашем идеальном арт-герл-бенде — пять художниц

Собака.ru
Почему мы боимся потерять деньги Почему мы боимся потерять деньги

Почему так страшно терять финансы? Ведь все просто: если заработали, сможем еще

Psychologies
Антиглянец Антиглянец

Юлия Пелипас — создатель нового визуального языка моды

Собака.ru
Любимая жизнь капитана Гавриловой Любимая жизнь капитана Гавриловой

Единственная на Волге женщина-капитан

Огонёк
Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня Почему Грета Тунберг — самая настоящая современная героиня

Активизм Греты Тунберг важен для нашего будущего далеко не только из-за климата

РБК
Энергия из мусора: как экс-президент «Открытия» будет курировать многомиллиардные проекты в ВЭБе Энергия из мусора: как экс-президент «Открытия» будет курировать многомиллиардные проекты в ВЭБе

Известный финансист Рубен Аганбегян теперь строит карьеру в ВЭБе

Forbes
Тайная история Беннингтона — самого декадентского колледжа 1980-х, где учились Донна Тартт, Брет Истон Эллис и Джонатан Летем Тайная история Беннингтона — самого декадентского колледжа 1980-х, где учились Донна Тартт, Брет Истон Эллис и Джонатан Летем

Знаменитые выпускники Беннингтона вспоминают о своей жизни в кампусе

Esquire
Отважные Отважные

Новый способ вовлечь местных жителей в борьбу с браконьерами

National Geographic
Эпоха Возрождения Эпоха Возрождения

Хоакин Феникс хорошо знаком с темной стороной жизни

Esquire
Длиною в жизнь Длиною в жизнь

Женщины народности красные яо стригут волосы только один раз в жизни

Вокруг света
Цена грузинского протеста Цена грузинского протеста

В Грузии подсчитывают убытки после июньского антироссийского протеста

Эксперт
5 способов уединиться, когда вас поглотила семейная рутина 5 способов уединиться, когда вас поглотила семейная рутина

Не дай рутине испортить ваши отношения

Playboy
Человек, который прошел путь от иконы освобождения до диктатора. История Роберта Мугабе Человек, который прошел путь от иконы освобождения до диктатора. История Роберта Мугабе

Роберт Мугабе прошел путь от борца за независимость страны до диктатора

Forbes
Возвращение в эдем Возвращение в эдем

Стейси Курос воссоздала в австралийском колониальном доме дух старой Европы

AD
Темные пятна на Венере влияют на погоду. Это могут быть микроорганизмы Темные пятна на Венере влияют на погоду. Это могут быть микроорганизмы

Исследование загадочных атмосферных объектов на Венере

National Geographic
Сергей Чемезов— РБК Сергей Чемезов— РБК

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в интервью РБК

РБК
Сверхкачество: тест-драйв Lexus LS Сверхкачество: тест-драйв Lexus LS

Со сверхкачеством в моем детстве знакомились через продукцию японских компаний

Популярная механика
Остановка конвейера. Почему власть не смогла посадить Павла Устинова Остановка конвейера. Почему власть не смогла посадить Павла Устинова

Жесткая реакция властей на протесты, нанесла удар по отношению граждан к власти

Forbes
Норвежский вклад в российское благосостояние Норвежский вклад в российское благосостояние

Аналитики Nordea Bank представили свой вариант использования средств ФНБ

РБК
«Папа в детстве, конечно, нас очень баловал». Диана Манасир о воспитании, хейтерах и самореализации «Папа в детстве, конечно, нас очень баловал». Диана Манасир о воспитании, хейтерах и самореализации

Диана Манасир поделилась правилами воспитания в семье миллионера

Forbes
В чем правда? В чем правда?

Наши эксперты прокомментировали самые частые и заманчивые рекламные клише

Добрые советы
Открыть в приложении