Прощай легенда: каким запомнится Ту-134
20 мая закончилась более чем полувековая гражданская эксплуатация пассажирского лайнера Ту-134, одного из самых массовых гражданских отечественных самолетов.

Принадлежащий авиакомпании «Алроса» самолет Ту-134 совершил последний коммерческий рейс из Иркутска в Мирный и теперь должен стать экспонатом Новосибирского музея авиации и космонавтики. Это был последний из эксплуатирующихся в России в коммерческих целях самолетов этого типа. Ещё несколько Ту-134 специальных версий находятся на балансе Министерства обороны и будут какое-то время эксплуатироваться.
Первоначально КБ Туполева планировало провести глубокую модернизацию лайнера Ту-124, удлинив фюзеляж и перенеся двигателе из основания крыла на заднюю часть фюзеляжа. В советские времена бытовала полулегенда, что генсеку Никите Хрущеву так понравился французский лайнер Caravelle, что он чуть ли не в приказном порядке потребовал сделать пассажирский самолет с задним расположением двигателей.

Первый полет Ту-124А совершил 29 июля 1963 года, а в ноябре того же года самолет переименовали в Ту-134, так как вместо глубокой модернизации получилась фактически новая машина, похожая на предшественника лишь рядом элементов. Ту-134 стал первым советским реактивным лайнером второго поколения, и именно ему в ближайшие десятилетия суждено было перевезти миллионы пассажиров. Причем не только в СССР, но и в других странах. Также он стал первым советским лайнером, получившим сертификат летной годности на тип самолета.