«Инопланетный корабль» от Маска: почему на производстве Model 3 рекордный травматизм
Запуская в производство седан Model 3, Илон Маск обещал создать завод, который по автоматизации процессов оставит позади площадки Toyota или Ford. Tesla, действительно, обогнала конкурентов, только по уровню травматизма, свидетельствует анализ американского Forbes
На заводе Tesla площадью 5,3 млн кв. футов во Фремонте, штат Калифорния, задействовано больше рабочих, чем на любом другом автомобильном заводе США: в 2018 году более 15 000 постоянных и временных сотрудников трудились рядом с десятками виртуозных красных роботов Kuka, собрав около 254 000 изящных электрических Tesla. Перед запуском седана Model 3 CEO Илон Маск мечтал о создании самого автоматизированного сборочного процесса в мире, описывая «инопланетный корабль», который с легкостью обгонит более традиционные заводы Toyota или Ford.
Этого не произошло. Вместо того, чтобы стать чудом автоматики XXI века, сборочные линии, где производятся Tesla Model 3, а также седаны и внедорожники Model S стоимостью от $79 000, зависят от людей в той же степени, что и раньше. Сейчас, когда завод надеется, что новая версия Model 3 стоимостью $35 000 повысит спрос, он столкнулся с более сомнительным основанием для рекорда: фабрика стала объектом большего числа расследований безопасности на рабочих местах и получила больше предписаний о выплате штрафов, чем его главные конкуренты среди американских автомобильных заводов за последние пять лет.
Нарушения и штрафы
Анализ американского Forbes выявил 24 расследования, проведенных инспекторами Управления по охране труда Калифорнии с 2014 года по 2018 год, по результатам которых на Tesla были наложены штрафы за 54 нарушения. Сюда входят и новые штрафы, которые еще не вошли в федеральную онлайн-базу Управления — с учетом этих данных сумма штрафов Tesla за последние пять лет почти удваивается и составляет $236 730. Например, один из крупнейших штрафов наложен на автопроизводителя после того, как перчатка рабочего застряла в узле конвейера, что привело к ампутации кончика пальца, по данным организации по охране труда штата.
Для сравнения: завод Nissan в Смирне, штат Теннесси, где работает 8000 человек, за тот же период был объектом восьми расследований и получил только пять предписаний об устранении нарушений. А на заводе Toyota в Джорджтауне, штат Кентукки, где тоже работает около 8000 человек, проводилось 13 расследований, по результатам которых было выявлено четыре нарушения. В Калифорнии кто угодно может потребовать проверить уровень безопасности на производстве, поэтому Tesla оспорила большинство штрафов, наложенных Управлением по охране труда Калифорнии, в результате многие проверки не привели к штрафам.
Даже с учетом большего числа рабочих, сумма штрафов завода Tesla в пригороде Сан-Франциско значительно превышает суммарный показатель десяти крупнейших автомобильных заводов США, включая BMW, Ford и GM. В общей сложности на фабриках указанных конкурентов Tesla трудится 58 000 рабочих, но за последние пять лет Управление по охране труда обнаружило на этих заводах только 18 нарушений, а сумма штрафов составила менее $90 000. Сообщения о жутких производственных травмах годами преследовали автомобильный завод Tesla, часто их распространяют группы, аффилированные с профсоюзом автомобильных рабочих: организация хочет восстановить свой статус на этом бывшем производстве General Motors и Toyota. В любом случае число расследований и штрафов со стороны Управления по охране труда Калифорнии показывает, что кроме повышения производительности производства новому руководству, нанятому в конце 2017 года, предстоит решить проблемы с техникой безопасности.