«Проблемы с эмпатией». Возможна ли российская оппозиция без Навального
23 марта сторонники Навального анонсировали новую всероссийскую протестную акцию, но дату и точки сбора не огласили. Подробности станут известны после того, как на специальном сайте зарегистрируется больше 500 тысяч человек. Получится ли у Леонида Волкова, Ивана Жданова и Марии Певчих — оставшихся на свободе лидеров ФБК* вывести людей на улицы и справляются ли они с ролью публичных политиков — в материале «Сноба».
2 февраля Алексея Навального приговорили к 3,5 года колонии общего режима по делу «Ив-Роше». После заседания Симоновского суда в Москве и Санкт-Петербурге прошли протестные акции — выйти людей на улицу тогда призвали местные штабы. С того момента Фонд борьбы с коррупцией* не организовывал массовых протестов (если не считать таковой акцию с фонариками 14 февраля) — ФБК* продолжил свою деятельность в интернете. Члены команды Навального публиковали видео на канале «Навальный LIVE» и вели Инстаграм (соцсеть признана в РФ экстремистской и запрещена) самого оппозиционера. «Публикация фотографии Алексея из мест заключения и передача его слов в формате посланий — уже большое дело», — считает политолог Константин Калачев. Подобные посты, по его мнению, помогают членам организации легитимизировать решения, которые они принимают в отсутствие их лидера. «Политика в России сильно персонифицирована — это касается не только Путина, но и Навального», — подчеркивает Калачев.
За последние два месяца под домашним арестом оказались сразу несколько членов команды политика: юрист Любовь Соболь, пресс-секретарь Навального Кира Ярмыш и координатор московского штаба Олег Степанов. «Штабы были в полуразгромленном состоянии, многие арестованы, поэтому сторонники Навального с тех пор не разворачивали какую-то активную, осмысленную деятельность, — считает политолог Аббас Галлямов. — Она начинается как раз сейчас — с подготовки карты и объявления предстоящей акции». С Галлямовым согласен и политолог Дмитрий Орешкин, по мнению которого команда Навального в последние два месяца искала новый формат борьбы. «Пока они не совершили никаких подвигов, но в тяжелых условиях действуют вполне эффективно и делают все, что могут», — считает Орешкин.
Самих же сторонников оппозиционера «тяжелые условия» не пугают. «Навальный уже находился в спецприемниках и достаточно долго, но мы всегда сохраняли свою работоспособность», — рассказывает директор ФБК* Иван Жданов. В беседе с корреспондентом «Сноба» он отметил, что из-за ареста членов команды и возросшего количества уголовных дел работать стало лишь «чуть сложнее», но принципиально ничего не изменилось. («Сноб» говорил со Ждановым до того, как стало известно об аресте его отца).
«Волков бывает слишком груб»
После ареста Навального, а потом и Любови Соболь главными публичными представителями команды оппозиционера стали директор фонда Иван Жданов, руководитель сети региональных штабов Леонид Волков и руководитель отдела расследований Мария Певчих — они еженедельно рассказывают о состоянии Навального и последних новостях российской политики в YouTube. Кроме того, Жданов, Волков и Певчих записали видео «Как освободить Навального. Наш план», в котором рассказали о готовящейся весенней акции. Аббас Галлямов считает, что команда оппозиционера поступает верно, подчеркивая в своих выступлениях, что арест Навального — не та данность, с которой нужно смириться. По мнению Галлямова, борьба команды политика за освобождение своего лидера помогает Навальному оставаться в политической повестке: «Если команда Алексея сможет вывести