Светлана Захарова могла бы уйти в­ политику­, но предпочла остаться в театре

GQРепортаж

Прима-балерина Светлана Захарова – о таланте, политике и театре

Прима-балерина Светлана Захарова могла бы уйти в большую политику, но предпочла остаться в Большом театре. Для политической арены это, конечно, была потеря, зато театральная сцена ликует по сей день.

Игорь Гаранин, Зинаида Пронченко

Игорь Гаранин: В балет вас привела мама. А у вас самой такой мечты в детстве не было?

Светлана Захарова: Нет, я как раз не тот ребенок, который мечтал об этом.

ИГ: А в какой момент вы осознали: «Да! Балет – это мое предназначение! Мама правильно сделала»?

СЗ: Первый раз я почувствовала, что скучаю по балету, лет в десять. Я тогда поступила в Киевское хореографическое училище и уже полгода прозанималась там, как отца – он военный – отправили служить в Германию. Вся семья уехала, и я практически одна осталась в Киеве. Для меня это было... ужасно. Каникулы я проводила у дедушки в Луцке, и зимой туда ко мне приехала мама. Мы с ней пробыли две недели – и я отказалась возвращаться в училище. Маме пришлось поехать в Киев и сказать, что мы уезжаем, не будем учиться. И следующие полгода я провела в Германии. Пошла в общеобразовательную школу, и там меня повергло в шок поведение детей на переменах. Когда я приходила домой, делала вид, что все хорошо, но в душе я очень скучала по той, другой жизни, которая осталась в Киеве. Где были дети совершенно другой культуры, где были другие ценности. Все было другое. И вот в тот момент, в Германии, я почувствовала, что очень скучаю по балету. Когда начался вывод советских войск, мы уехали обратно в Луцк. Мама каким-то чудом узнала, что планируется добор детей в хореографические училища. И я поехала в то, из которого ушла, – неподготовленная, полгода ведь не занималась. Что я делала на вступительном экзамене, уже не помню! Но руководство поступило мудро – меня не просто взяли обратно, а еще и оставили в моем же классе. Мне не пришлось всю программу заново проходить, несмотря на то что я в общем-то практически не училась.

b0559b

ИГ: На протяжении всей карьеры в Большом театре с вами работает педагог. Мне всегда было интересно, зачем он нужен профессионалу такого уровня? Зачем педагог звезде балета?

СЗ: Вообще, в жизни хоть начинающего артиста, хоть звезды репетитор – один из самых важных людей. На протяжении всей творческой жизни, куда бы я ни приезжала, в какой бы стране ни находилась, в каком бы театре ни выступала, я всегда прошу, чтобы на репетиции присутствовал педагог, пусть даже незнакомый. Мы же все люди. Сегодня у нас тело так работает, завтра по-другому. Могут возникать ошибки, которых я не замечаю, несмотря на то что передо мной зеркало. А педагог сумеет вовремя помочь – одним каким-то замечанием.

ИГ: Как строятся отношения у состоявшейся исполнительницы с педагогом?

СЗ: На доверии. Только на доверии – и никаких амбиций. С одной стороны, от педагога требуется определенная деликатность, потому что обидеть ученика очень легко и просто (несмотря на то что ты уже звезда, все равно ты в этих отношениях считаешься учеником). С другой стороны, он обязательно должен увидеть твои ошибки на репетиции, потому что на сцене будет уже поздно. И это наша общая работа – после спектакля наставники бывают не менее уставшими, чем артисты. Я помню, как педагог мне говорил, что у него болит нога или рука, потому что он вместе со мной все время внутренне повторял какие-то движения.

ИГ: А себя вы в роли педагога видите?

СЗ: Это совершенно другая работа. Понимаете, балерина или артист привыкли всю жизнь посвящать только себе, думать о себе, выстраивать свой график – и вдруг это все меняется! Ведь педагоги полностью, 12 часов в день, с утра до вечера, посвящают себя своим артистам. Это полное самоотречение. И мне трудно сейчас ответить на ваш вопрос. Есть артисты, которым интересно давать мастер-классы, чему-то учить – мне это пока неинтересно. Педагог – он немножко как хореограф-постановщик, он «лепит» своего артиста. А я исполнитель! Всегда хочется, чтобы мне что-то рассказывали, показывали, объясняли. Я все время сама хочу учиться. Наверное, потому что еще чувствую в себе силы и возможности двигаться дальше. Хотя, когда я бываю в «Сириусе» – это детский образовательный центр в Сочи, где есть группа детей, занимающихся балетом, – я даю мастер-классы. Но это не что-то глобальное. Я как-то еще для этого... Не созрела.

«Я не могу работать, когда понимаю, что делаю это не на сто процентов. Многие могут, а я нет».

ИГ: Физическая форма для вас очень важна – это ваш инструментарий в работе. Как вы ее поддерживаете?

СЗ: Ну, знаете, факторов очень много. Иногда я, например, и расслабляюсь тоже – бывают моменты, когда я даю себе возможность не заниматься. Просто потому, что уже физически невозможно работать.

ИГ: И сколько эти моменты длятся?

СЗ: Во время летнего отпуска я позволяю себе неделю ничего не делать. В этот период у меня есть завтрак, обед и ужин. В рабочее время, когда сезон, такого не бывает – у меня только завтрак и ужин. И это стереотип, что после шести вечера ничего нельзя есть, – наоборот, после шести только начинается все самое вкусное... Да, я расслабляюсь, даже могу позволить себе поправиться немножко, но потом возвращаюсь в класс и очень быстро теряю набранное. Мне, наверное, физически и физиологически повезло – я практически никогда на диетах не сидела. Но я, конечно, слежу за собой, потому что если я поправлюсь, то тяжелее всего будет мне. Я же сама себя в воздух поднимаю.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

10 толстых романов, на которые можно потратить летние вечера и не пожалеть 10 толстых романов, на которые можно потратить летние вечера и не пожалеть

10 толстых романов — от безусловной классики до самых интересных новинок

Esquire
Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать Исследование: что такое для российских компаний кадровый резерв, как (и зачем) его формировать

Что такое кадровый резерв и кто его формирует?

Inc.
В этот раз я не родился курьером В этот раз я не родился курьером

Ведь доставлять можно не только продукты... можно нести что-то большее

Правила жизни
Как подключить телефон к машине: 3 способа Как подключить телефон к машине: 3 способа

Зачем подключать телефон к машине и как это сделать?

РБК
Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света» Мария Стерникова о Валерии Носике: «Он был человеком необыкновенной доброты и света»

«Он, как волшебник, прилетал ненадолго со съемок, а внизу его уже ждала машина»

Коллекция. Караван историй
Кто даст мне сто долларов? Кто даст мне сто долларов?

Аукционные дома Sotheby’s и Christie’s: инструкция по применению

Weekend
Законы подземных мелодий Законы подземных мелодий

Репортаж из столичного метро: чем живут музыканты под землей

Монокль
5 привычек, которые бесят всех врачей 5 привычек, которые бесят всех врачей

Почему врач не может поставить вам правильный диагноз?

Maxim
Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых Скороварка эволюции: как городская жизнь изменила вид и повадки животных и насекомых

Как меняются животные и растения в городах

Forbes
Тихая охота Тихая охота

Как правильно и безопасно собирать грибы осенью

Лиза
Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают? Правда ли, что OLED-экраны мониторов и телевизоров выгорают?

Выгорание OLED-экранов: оправданы ли страхи в действительности?

CHIP
Бренды и тренды Бренды и тренды

Будущее автомобилей направлено исключительно вверх

Men Today
Премиальный минимализм Премиальный минимализм

Эта ванная — пример идеального премиального минимализма

Идеи Вашего Дома
Александр Гронский и Алина Глазун Александр Гронский и Алина Глазун

Арт-паверкапл художницы Алины Глазун и фотографа Александра Гронского

Собака.ru
«Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии» «Операция „Барбаросса“: Начало конца нацистской Германии»

Что мешало немцам продвигаться к Москве

N+1
Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год» Олег Мельников: «Спрос на банковское сопровождение контрактов растет из года в год»

О значении механизма банковского сопровождения и его будущих возможностях

Ведомости
10 неожиданных вопросов группе X4 10 неожиданных вопросов группе X4

Группа X4 — о финансовых приоритетах и детских утренниках

VOICE
«Стекло в пуантах — прошлый век» «Стекло в пуантах — прошлый век»

Почему в профессии балерины так важны верные партнеры и любовь к своему делу

OK!
Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике Разведка дрейфом: что наука ищет в Арктике

Российские учёные изучают Арктику, чтобы понять будущее Северного морского пути

Монокль
Фитнес с питомцем Фитнес с питомцем

Фитнес с питомцем не только поможет улучшить форму, но и укрепит вашу связь

Здоровье
Нефтесервис хочет заказов Нефтесервис хочет заказов

Почему растет выручка нефтесервисных компаний

Ведомости
Держим Марка Держим Марка

Марк Эйдельштейн – об умении видеть красоту и проверке себя на черствость

VOICE
Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство Аграрий 2.0: 10 профессий, показывающих, как технологии меняют сельское хозяйство

От сити-фермеров до агроинженеров — спектр новых профессий впечатляет

Maxim
Без укачивания Без укачивания

Укачивание способно превратить в испытание любую дорогу. Но все можно исправить!

Лиза
Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей Игорь Никитин: Вокруг меня нет случайных людей

Тренер ПХК ЦСКА Игорь Никитин — о подготовке команды к сезону и личной жизни

Ведомости
Нетипичная Турция Нетипичная Турция

Изучаем турецкие Амасру, Самсун и Трабзон вместе с певицей Викторией Дайнеко

ЖАРА Magazine
Просто, эффективно, везде Просто, эффективно, везде

Как с помощью TRX-петель проработать мышцы ягодиц

ЖАРА Magazine
Не только варенье Не только варенье

Какие заготовки на зиму делают иностранцы

Лиза
Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига Дед и бабки, красная шапка, человек-полено, орига

Другие красные шапки, бабки и Буратино

Правила жизни
Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж» Лариса Голубкина: «Напрасно меня пытались не пустить к Миронову в Париж»

Рязанов и Карасик просто шеи свернули. Кажется, я им сильно мешала...

Коллекция. Караван историй
Открыть в приложении