Придумал ТВ на спинках кресел и электронные системы бронирования: это «главный новатор авиарынка» Дэвид Нилеман
За 30 лет он успел основать пять авиакомпаний, одну из которых запустил в пандемию, несколько раз прогорел и даже был уволен из собственной фирмы. В 2021 году он развивает Breeze, лоукостера с высококлассным обслуживанием, а как он это делает — в пересказе Inc.
14 февраля 2007 года часть регионов США, в том числе Нью-Йорк, охватила снежная буря. Крупные авиакомпании отменили рейсы, чтобы минимизировать финансовые потери. Основанный в 1999 году бюджетный перевозчик JetBlue оказался к буре не готов.
На протяжении семи лет компания быстро росла: клиентам нравились цены и обслуживание — в самолётах были удобные кресла, бесплатное спутниковое ТВ и внимательный персонал.
Однако столкнувшись с катаклизмом, она поняла, что похвастаться теми же успехами в логистике и авиасообщении не может. Тем февралём один из её самолётов простоял на взлётной полосе восемь часов — вместе с пассажирами.
За пять дней компания отменила более тысячи рейсов и потеряла $30 млн. Гендиректор JetBlue Дэвид Нилеман публично извинился и обещал лучше координировать полёты, а через три месяца перешёл с поста гендиректора на позицию главы совета директоров.
Нилеман извиняется за то, что JetBlue подвела клиентов, и обещает впредь этого не допустить
Внешние обстоятельства вечно застают Нилемана врасплох, пишет издание, но он умудряется им противостоять. В 1990-х предприниматель потерял турагентство и основал свой первый авиабизнес Morris Air.
Лишившись его, стал соучредителем канадского перевозчика WestJet, а позже основал JetBlue. В 2001 году компания пострадала от последствий терактов 11 сентября, а в 2007 году — от неподготовленности к буре.
Но уже через год Нилеман запустил свою четвёртую авиакомпанию — бразильскую Azul Airlines, а в 2020-м и пятую — Breeze. Но из-за пандемии она начала работать только в 2021 году.
Крупные компании вроде Delta, United и American получили от государства займы и гранты на сумму более $50 млрд. Нилеману, чтобы пережить пандемию, пришлось вложить около $30 млн собственных средств.
В Breeze Нилеман нанял 50 сотрудников, многие из которых оставили прежнюю работу, чтобы переехать в Коннектикут — там расположен офис.
«Я бы мог сообщить им, что всё отменяется, но был не в силах так с ними поступить. Поэтому сказал — будем работать дальше, держа одну ногу на тормозе, а другую на газе», — рассказывает Нилеман.
Из-за дорогих самолётов и аэропортов многие считают авиаиндустрию сферой с высоким порогом входа. Однако, как показала история, сложно не столько основать авиабизнес, сколько сохранить его прибыльность, пишет издание.
Мне часто говорят: «Дэвид, если бы твоя идея и правда была так хороша, то до неё додумались бы раньше». Или вот ещё: «Дэвид, не всё так просто». Да ну? А, по-моему, очень даже просто. Дэвид Нилеман
Сперва сдавал жильё и обанкротился, а позже создал первую авиакомпанию — но был уволен
Дэвид Нилеман родился в 1959 году в Бразилии, где работал его отец, но большую часть детства провёл в Юте, США. В авиаиндустрию он попал случайно. Его знакомый владел жилыми помещениями на Гавайях, но никак не мог их сдать.