Сегодня Дед Мороз — не только фольклорный персонаж, но и товарный знак

ForbesОбщество

Право на Деда Мороза. Можно ли «присвоить» сказочных персонажей как товарный знак

Можно ли зарегистрировать как товарный знак известного фольклорного героя и запретить эксплуатировать его другим коммерческим организациям?

Мурад Ахмедов

tass_30482699.jpg__1545311896__80308.jpg
Фото Егора Алеева / ТАСС

В канун Нового года многие пишут письма Деду Морозу и вряд ли задумываются о том, что это не только фольклорный персонаж, но и товарный знак, который кому-то принадлежит. Тем временем, упоминать Деда Мороза или Бабу Ягу можно далеко не везде, тем более, что владельцы товарных знаков порой злоупотребляют своим правом.

Интересный юридический спор разгорелся перед праздниками в Удмуртии. Местного Деда Мороза там называют Тол Бабай, и товарный знак на него зарегистрирован еще в 2012 году. Правообладатель — МАУ «Культурно-туристический центр «Усадьба Тол Бабая» — в декабре 2018 года запретил музею-заповеднику «Лудорвай» использовать образ удмуртского Деда Мороза на новогодних афишах. Местная администрация поддержала владельца товарного знака, объяснив, что этого персонажа можно, например, приглашать на утренники в школы, но нельзя использовать в коммерческих целях. В итоге музею-заповеднику пришлось убрать Тол Бабая с афиш.

Ограниченная сказка

Можно ли «присвоить» себе известного фольклорного персонажа и запретить эксплуатировать его другим коммерческим организациям? С одной стороны, Гражданский кодекс прямо запрещает использовать товарный знак правообладателя без его согласия.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении