Фонотека
По просьбе «Правил жизни» музыкальный критик Андрей Бухарин, бывший заместитель главного редактора журнала «ОМ», рассказывает, за что мы любим композитора Александра Зацепина, написавшего музыку ко многим фильмам Леонида Гайдая. Кто этот человек, под композиции которого воспитывал чувство юмора советский гражданин?
Мы знаем Александра Зацепина, одного из самых популярных и плодовитых поп-композиторов советского времени, в первую очередь по его работам для кино. И это неудивительно, ведь в СССР кинематограф и музыкальная индустрия были тесно связаны.
Да, это было в духе времени, но у нас имел место и еще один нюанс: в кино композиторы и исполнители чувствовали себя несколько более свободными от цензурного контроля за идейной и стилистической чистотой жанра официальной советской песни. Хотя бы потому, что она могла звучать от лица не самого положительного героя или носить сатирический характер.
Вот и мы любим Зацепина в первую очередь за музыку и песни к комедиям Леонида Гайдая. К тому моменту, когда началось их длительное сотрудничество, Александр Зацепин был уже зрелым, почти 40-летним человеком с классическим консерваторским образованием и опытом работы в кинематографе. Невероятно долгий творческий путь композитора, который жив и работает по сей день, – отдельная тема.
Все вышло достаточно случайно: Гайдай разругался со значительно более известным композитором Никитой Богословским и искал тому замену для ленты «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965). Комический easy listening и задорные твисты Зацепина идеально подошли стилистике самого Гайдая, имевшего репутацию киноэксцентрика. Это и стало «началом прекрасной дружбы» композитора и режиссера.
«Операция «Ы» стала хитом советского проката, а в то время это означало десятки миллионов посмотревших ее зрителей. Но продолжение «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967), а также следующий шедевр, «Бриллиантовая рука» (1968), разошедшиеся в народе на пословицы да присказки, вообще побили все кассовые рекорды.