Деньги
Откуда в Дубае деньги? Ведь сверкающие города не появляются посреди пустыни сами собой. Часто можно услышать, что деньги – нефтяные. Это правда, но не вся. Дубай, как и другие эмираты, действительно сделала богатым нефть. Но в случае Дубая преимущество состояло в том, что нефти там оказалось слишком мало.
До нефти
Еще в XIX веке Дубай зарабатывал на добыче жемчуга. После того как местную индустрию уничтожила технология искусственного выращивания жемчуга на фермах и в 1920-х добила Великая депрессия, Дубай сумел перестроиться и стал крупным портом. Бывшие торговцы жемчугом превратились в логистов и администраторов. Значительную роль в этом сыграл шейх Саид бен Мактум, сын основателя династии и дед нынешнего шейха, – он вовремя оценил плюсы беспошлинной торговли и создал в Дубае нечто вроде свободной экономической зоны, процветавшей за счет торговли через Залив с Персией. Сын шейха Саида, Рашид, продолжил вкладываться в инфраструктуру порта: он за большие деньги, взятые в кредит под первые нефтяные доходы, начал углублять бухту Хор-Дубай. Проект удался, в бухте смогли швартоваться суда любого размера. В сочетании с беспошлинной торговлей, британской юрисдикцией и удачным географическим положением гавань быстро превратила Дубай в крупный реэкспортный пункт международной торговли, в частности через Дубай везли золото и алмазы.
Нефть
Династия Аль Мактум стремилась найти в регионе нефть еще с 1930-х, но попытки всякий раз оказывались безуспешными. В 1958-м нефть нашли в соседнем Абу-Даби. В 1963-м шейх Рашид выдал концессию британским British Petroleum и Shell и американской Conoco, специалисты последней и обнаружили наконец нефть в 1966-м и начали добывать ее в 1969-м. Чтобы ни у кого не возникало сомнений, шейх Рашид торжественно сфотографировался на фоне черного золота, текущего из трубы. А так как нефть на самом деле добывали на буровой платформе в 15 милях от суши и никакой трубы не существовало, к берегу подогнали баржу со свежедобытым сырьем, и уже от нее протянули бутафорский нефтепровод – для наглядности. В 1972-м, 1973-м и 1982-м нашли и освоили новые месторождения, а в 1999-м нефть, до этого экспортировавшуюся сырой, впервые начали перерабатывать на месте силами госкомпании ENOC. Существовала, однако, серьезная проблема: нефти в Дубае было мало, на порядок меньше, чем у соседей. Основные резервы сосредоточены в Абу-Даби. Там, по последним оценкам, заявлено до 90 млрд баррелей, в Дубае, для сравнения, всего 4 млрд.
После нефти
Власти Дубая рано поняли, что нефти не хватит надолго. Известно высказывание шейха Рашида на этот счет (возможно, апокрифическое): «Мой дед ездил на верблюде, мой отец ездил на верблюде, я вожу Mercedes. Мой сын ездит на Land Rover, мой внук будет ездить на Land Rover, но мой правнук пересядет обратно на верблюда». Проблема была оценена верно, но пророчество не сбылось благодаря десятилетиям целенаправленной инвестиционной политики. В настоящий момент нефть и нефтепродукты занимают в структуре ВВП Арабских Эмиратов порядка 30%, а вот в структуре ВВП собственно Дубая – менее 1%. Шейхи инвестировали в инфраструктуру (прежде всего порта) и создавали свободные экономические зоны, привлекая