Азиатские коммьюнити: быт, страх и надежды их представителей

Правила жизниКультура

Азиатские сообщества в Москве

Записали Дарья Андрюшина / Сергей Зуев / Алина Халзагарова / Александр Кувшинников / Степан Костецкий / Егор Ткачев

По разным оценкам, в Москве постоянно проживают от нескольких десятков до нескольких сотен тысяч выходцев из Азии – Китая, Вьетнама, Индии и других стран. Одни из них приехали недавно, другие – десятилетия назад, и здесь, уже в другой культуре, выросло не одно поколение их детей. Они работают за прилавками и в крупных корпорациях, снимают комнаты в общежитиях и покупают дорогие апартаменты, бережно чтут традиции или адаптируют их под другое время и место. Чаще всего их связывает сообщество, которое поможет, устроит и проследит, чтобы человек не уходил от своих корней слишком далеко.

В попытке выяснить, есть ли будущее у России в Азии, редакция «Правил жизни» изучает, чем живет Азия в Москве, и проводит несколько дней с представителями крупнейших комьюнити, документируя их быт, привычки, страхи и надежды.

Вьетнам

Репортаж о жизни вьетнамского сообщества в Москве, в котором разъясняются приметы, касающиеся рыб; а также присутствуют драматический футбольный поединок и визит в скрытый от посторонних глаз буддистский храм.

Если два азиата встречаются в Москве – первое, что они друг у друга спрашивают, это: «У тебя дома рыбки или рояль?».

Хоанг Иен – 24 года. Мы идем по третьему этажу ТЦ «Ханой – Москва», расположенного на Ярославском шоссе. На первом этаже продают привезенные из Вьетнама и соседних стран продукты, на втором – одежду. Третий этаж занимает стандартный для торговых центров ресторанный дворик – но здесь нет ни одного сетевого заведения. Только вьетнамские лавки, с не всегда удачно переведенным на русский язык меню.

В одной из лавок работает Фам Ньы Куинь, сестра Хоанг. Каждый день она и ее помощники готовят около 600 булочек бань-бао (паровые булочки с яйцом, фаршем и лапшой. – «Правила жизни») для всех вьетнамских заведений Москвы.

«В моей семье человек восемьдесят. Сестра готовит лучше всех», – говорит Хоанг. За стойкой лавки – аквариум с карпами кои. «Кои – к удаче».

Пока мы ждем бань-бао, Хоанг продолжает: «Все вьетнамские кафе Москвы – за одним исключением – принадлежат вьетнамцам». Вьетнамская диаспора в Москве достаточно небольшая – всего около двадцати тысяч человек. Внутри комьюнити люди стараются приглядывать друг за другом, вместе отмечают национальные праздники, летом следят за вьетнамским футбольным турниром – на первенство в Москву съезжаются национальные клубы со всей России. Если вьетнамец приезжает в Россию, в диаспоре найдут ему работу – чаще всего на кухне или в торговле. Реже – если речь о специалисте со знанием языков – ему помогают найти работу в крупной компании.

Хоанг занимается маркетингом. «Ты можешь освоить любую профессию, но родители считают, что сначала нужно получить базовое образование. Базовых образований у азиатов три: медицинское, юридическое или экономическое. Я учусь на юриста».

За едой я расспрашиваю девушку о детстве и семье. Она на секунду задумывается. «Если вам, русским, рассказать об азиатском детстве – вас это напугает. Нас воспитывают довольно строго. Могут поставить на горох, могут макнуть головой в унитаз».

Прожив в Москве достаточно долго, начинаешь с легкостью определять человека, который посещал психотерапевта. Для человека, которого в детстве ставили на горох, Хоанг рассуждает адекватно и рационально. Я делюсь с ней этим соображением. «Мы проще относимся к тому, как нас воспитывают, нежели европейцы. Нужно добавить, что я никогда ни в чем не нуждалась. Родители смогли дать мне музыкальное и художественное образование, всегда посещали мои концерты и родительские собрания. И, честно, я не знаю, кем бы я выросла, если бы мною не занимались».

***

Родители Хоанг попали в Москву в 1993-м. Отец – военный, приехал по службе. Мама – вместе с ним.

«Я выросла в маленькой деревне в горах, – рассказывает мама Хоанг, – еще со средней школы читала много книг и газет. Одна из самых красивых газет в то время во Вьетнаме была о Советском Союзе. Ни одно другое издание не было оформлено так хорошо. Там было много фотографий о том, как здесь живется, дивный новый мир. СССР казался очень богатым и самодостаточным, сильным государством, в котором все до единого граждане – культурные и образованные. И вот мужа позвали по службе, а он прихватил меня. Не хотела бы ехать – могла бы и другого найти. Но мне было интересно, каково это – жить в Москве.

Конечно, когда мы приехали, СССР уже распался, и Москва была совсем не той, про которую я читала в детстве. Но дух Союза еще ощущался. Как говорят русские, я из девушек, которых вывезли из деревни, а вот деревню из меня – забыли. Помню, мой муж переживал, что я могу выйти из дома в домашних тапочках или сесть на корточки в любом месте в любое время – он долго за этим следил, и пришлось отучаться. Все вокруг были другими – красивыми и статусными, и мне хотелось соответствовать.

Москва оказалась не такой, как в книгах. Я много читала произведений русской литературы, переведенной на вьетнамский, например, Достоевского. Тверская улица в 1990-х не была такой яркой, как сейчас и как ее описывали в книгах. Помню, в то время там можно было встретить девушек с желтым билетом. И еще меня удивляло, что в такой культурной стране, как Россия, оказалось так много воришек. Это меня огорчало.

Я до сих пор плохо говорю по-русски, но несмотря на это меня все понимают, и я всех понимаю. В отличие от китайцев или корейцев, с русскими куда легче общаться. Можно спросить дорогу или попросить помощи. Русские дружелюбные люди. Многие со мной не согласятся – но это дело случая. Я многих повстречала за 30 лет жизни здесь, но ни разу не видела плохих соседей. Да, здесь многие мыслят стереотипами, могут сказать: «Возвращайтесь туда, откуда приехали». Но я себя в обиду не даю.

Считается, что вьетнамцы очень трудолюбивые, усерднее русских. Я думаю, что это так. Мы привыкли приходить на работу рано и до обеда не выходить на перекур, не болтать с коллегами за чашкой кофе. Нас связывают культурные традиции, важные праздники – праздник осени, поминки родителей, Новый год по лунному календарю. Остальное по желанию. И жить в России по лунному календарю сложнее, чем во Вьетнаме».

Вместе с Хоанг и фотографом мы приехали в один из московских апарт-отелей. Сегодня азиатское комьюнити отмечает праздник середины осени. На верхнем этаже – буддистский храм. Мы снимаем обувь и проходим внутрь. В длинном зале, в конце которого стоит статуя Будды золотого цвета, еще никого нет: мы приехали достаточно рано. Рядами разложены молитвенники. Я спрашиваю у Хоанг, что в них написано: «Это древневьетнамский, я не знаю его». Вокруг статуи Будды стопками разложены коробки с печеньем, шоколадки, фрукты, бутылки воды. Это подношения – по окончании праздника их раздадут нуждающимся. В какой-то момент нас замечает настоятельница храма. Невысокая женщина средних лет в церемониальной одежде с легкой улыбкой складывает ладони и слегка кланяется нам, а затем заговаривает с Хоанг. Настоятельница не меняет ни интонации, ни выражения лица, но я замечаю, что Хоанг мрачнеет. «Нас просят уйти», – сообщает она, когда настоятельница заканчивает свою речь. Пока мы идем к выходу, я спрашиваю, о чем шла речь. «Она упрекала меня, что я привела в храм посторонних. Говорила, что незнание правил храма равно незнанию собственной культуры, и добавила, что я буду носить этот грех, пока не исповедуюсь. А ничего, что весь юг Вьетнама – католики, которые никогда не зайдут в буддистский храм».

В пятистах метрах от площади Трех вокзалов есть белое двухэтажное здание с вывеской VietPlus – небольшой вьетнамский ресторан. В пятницу в семь вечера большинство столов еще пусты. На стенах – фотографии древних восточных храмов, повсюду экзотические растения, за двухметровой пальмой статуя Будды. Мягкие диваны, четырехместные деревянные столы, стеклянные люстры, между ними – диско-шар. И он здесь неспроста: сюда приходят не только поесть, но и попеть. До закрытия во VietPlus работает оборудованный для караоке зал. Чаще всего его арендуют большие компании, и особенно любят молодые мужчины. «Они веселые, веселее женщин, поют и танцуют», – рассказывает один из сотрудников ресторана.

Логотип VietPlus красуется и на темно-синей футбольной форме любительской команды Hanoi, лидирующей в одной из московских лиг непрофессионального футбола. Вечером воскресенья вьетнамцы собираются на футбольном поле на Красной Пресне и готовятся к очередному матчу. Накрапывает мелкий дождь.

«Мы с детства играем в футбол, – рассказывает Туан Ань, капитан команды. – Многие родились в России, окончили школу и университет, но всегда собирались здесь по выходным. Мы уже десять лет играем, когда начинали, я еще учился в университете, многие постарели. Но и новички приезжают до сих пор».

«Вот новые ребята, наш молодняк, – Ань показывает на идущих к полю худощавых юношей в очках. – В основном тут обрусевшие ребята. Но между собой мы говорим на вьетнамском. Корни мы не забываем – такой менталитет, все, кто живут в Москве, пару раз в год ездят навещать родных».

Игра идет напряженно. В прошлом сезоне Hanoi набрали мало очков, в этом – возглавляют турнирную таблицу. Вьетнамцы перебрасываются короткими фразами и выглядят увереннее и собраннее соперников – московской «Инвольты». К концу первого тайма у них получается забить дважды и ни разу не пропустить. Противники теряют терпение – игроки и группа поддержки ругаются.

У кромки поля под зонтиком стоит пожилой вьетнамец. С собой у него маленький рюкзак, из которого он периодически достает термос с чаем, чтобы согреться. Его зовут Ле, он отец молодого полузащитника «Ханоя». Ле часто приходит на игры сына. Рядом с ним молодая девушка – под десятым номером играет ее бойфренд. Она смотрит не отрываясь.

«Почему стоишь? Куда торопишься? Ну что это за обработка! Ниже играй», – досадуя на сына, выкрикивает на русском Ле. Он явно переживает за ход игры и становится все эмоциональнее по мере того, как «Ханой» теряет инициативу и во втором тайме пропускает три гола – последний прямо перед финальным свистком. Возмущенный результатом, Ле бросает короткую реплику – уже на вьетнамском – и уходит, не дожидаясь сына из раздевалки.

«Ханой» теряет лидерство в дивизионе. Спортсмены ожесточенно спорят, и даже без знания языка мне становится понятно, что в выражениях они не стесняются. Они на мгновение прерываются, чтобы сделать совместную фотографию. И показывают в камеру поднятые вверх большие пальцы.

***

Мама Хоанг живет в Беговом районе. Это довольно далеко от проспекта Мира, где в основном живет вьетнамская диаспора. «Чувство общности у вьетнамцев очень сильное, мы всегда друг за друга стоим горой. Если кто-то живет в сообществе и делает что-то против общего мнения, то становится мишенью для пересудов, колких комментариев, упреков», – говорит она. «Я не живу в сообществе, но все еще тесно общаюсь со своими. Вьетнамцы очень дружны и постоянно ходят друг к другу в гости. И поэтому если у тебя дома однажды кто-то увидел незастеленную кровать, тебе все кости перемоют. Это очень неприятно.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Игра в осьминога Игра в осьминога

Разбираемся в философской подоплеке секса с куклами и грибами

Правила жизни
Девственники поневоле: кто такие инцелы и за что они не любят женщин Девственники поневоле: кто такие инцелы и за что они не любят женщин

Инцел — это человек, который не может найти себе сексуального партнера

Maxim
Китайская Народная Республика Китайская Народная Республика

Чем личный поворот на Восток отличается от публичного и почему еда превыше неба?

Правила жизни
Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников Насколько крепко держатся шипы в зимней резине: невероятный эксперимент именитых шинников

Как шинники подвесили автомобиль вверх тормашками и главное - зачем?

ТехИнсайдер
Мангалорец Мангалорец

Самые странные, дикие и нелепые примеры русско-азиатской культурной интеграции

Правила жизни
Тося Чайкина Тося Чайкина

Почему Тося Чайкина не стремится к популярности?

ЖАРА Magazine
«Остров дядюшки Сэма» «Остров дядюшки Сэма»

Слава Алькатраса вышла далеко за пределы США

Дилетант
Банки и депрессия: за что дали Нобелевку по экономике Банки и депрессия: за что дали Нобелевку по экономике

Почему экономика так сильно падает?

N+1
Это уже другая история Это уже другая история

Я уехал в Москву в 2000-м. Через год появились «Звери»

Правила жизни
Поиск суженого: откуда хромосомы знают, что они гомологичные Поиск суженого: откуда хромосомы знают, что они гомологичные

Как хромосомы встречаются и приступают к рекомбинации?

СНОБ
Мамино время Мамино время

Когда вам перестали читать книги вслух? А когда читать вслух перестали вы?

Новый очаг
Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев Счастливая судьба Леонида Куравлева. О великом русском актере вспоминает его сын Василий Куравлев

Кого бы ни играл, эти роли любили миллионы зрителей — искренне, всей душой

Коллекция. Караван историй
Почти пирожное Почти пирожное

Фрукты и ягоды с самым высоким содержанием сахара

Лиза
Одна вокруг света: пыльные дороги и дождевые леса Амазонии Одна вокруг света: пыльные дороги и дождевые леса Амазонии

190-я серия о кругосветном путешествии москвички Ирины Сидоренко: Бразилия

Forbes
Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание Если из отношений исчез секс: 9 способов пробудить желание

Что можно предпринять, если в постели уже очень давно ничего не происходит?

Psychologies
Психологи объяснили, почему после интернет-серфинга люди чувствуют себя умнее (хотя это не так) Психологи объяснили, почему после интернет-серфинга люди чувствуют себя умнее (хотя это не так)

Почему ищет Google, но умнее всех вы?

Inc.
Павел первый и единственный Павел первый и единственный

Империя Павла Дурова остается уникальной территорией хороших новостей

Men Today
На Аляске выбирают самого жирного медведя (фото прилагаются) На Аляске выбирают самого жирного медведя (фото прилагаются)

Дюжина самых жирных медведей Аляски

Maxim
Ученые имплантировали фрагменты мозга человека в новорожденных крыс Ученые имплантировали фрагменты мозга человека в новорожденных крыс

Ткани человеческого мозга были успешно трансплантированы в нервную систему крыс

ТехИнсайдер
Почему отопление и обогреватели сушат воздух? Почему отопление и обогреватели сушат воздух?

Проблема сухого воздуха заключается не в приборах, а в особенностях физики

CHIP
Едва не сбились со счета: полный список жен Ивана Грозного Едва не сбились со счета: полный список жен Ивана Грозного

Современники Ивана Грозного писали, что он попал "во блуд"

VOICE
Раздельный, совместный, смешанный Раздельный, совместный, смешанный

Плюсы и минусы трех типов семейного бюджета

Лиза
Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее Telegram против WhatsApp: какой мессенджер безопаснее и удобнее

WhatsApp VS Telegram: разбираемся в особенностях каждого приложения

Maxim
«Все мои болевые точки находятся в семье» «Все мои болевые точки находятся в семье»

Наталия Мещанинова про наблюдения в Стране чудовищ

Weekend
Без паники. Как справиться с тревожностью и упадническим настроением Без паники. Как справиться с тревожностью и упадническим настроением

Что такое упадническое состояние, а главное, как от него избавиться

Лиза
Секс на фоне краха цивилизации: фрагмент нового романа Салли Руни «Прекрасный мир, где же ты» Секс на фоне краха цивилизации: фрагмент нового романа Салли Руни «Прекрасный мир, где же ты»

Отрывок из нового романа Салли Руни о причудливых переплетениях жизней

Правила жизни
«Сначала наденьте маску на себя». Как помочь сотрудникам не сойти с ума в кризис — советы руководителям «Сначала наденьте маску на себя». Как помочь сотрудникам не сойти с ума в кризис — советы руководителям

Как поддержать свою команду, когда почва уходит из-под ног?

Inc.
Сашины слезы Сашины слезы

«Аврора»: московский комедийный нуар Романа Волобуева

Weekend
«Одноклеточная биология» «Одноклеточная биология»

Все живые существа состоят из клеток, и клетки эти — разные

Наука и жизнь
Aprelikova Aprelikova

Интервью с талантливой и прекрасной Полиной Апреликовой

Собака.ru
Открыть в приложении