Прятался в подполе 1000 дней. История спасения одного еврея
21 июня в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге Российский еврейский конгресс (РЕК) проведет торжественный благотворительный прием. Мероприятие начнется с открытия мультимедийной выставки «Спасители», посвященной российским Праведникам народов мира. Проект расскажет о 258 героях разных национальностей, которые, рискуя жизнью, укрывали евреев на оккупированных территориях в разных регионах России, в том числе в Ленинградской области, спасая их от неминуемой смерти. «Сноб» публикует одну из историй, написанную по рассказам спасенного — Олега Ефимовича Мортковича.
Июль 1941 года. Село Гунча Винницкой области оккупировано фашистскими войсками. Ефим Морткович — военврач на фронте. Его жена незадолго до прихода фашистов уходит в леса к партизанам, временно оставив своего ребенка у подруги. Оба уже не вернутся: погибнут в 1943 году, так и не узнав, что их сын Олег уцелеет лишь благодаря простой селянской женщине — Наталии Федоровне.
Молодой пастушонок Володя Бабенков августе 1941-го находит в поле плачущего мальчишку, на вид двух-трех лет. Мальчик не знает, где мама и папа, не отвечает на вопросы, и Володе ничего не остается, кроме как принести его на руках к себе домой. Это был Олег. Позже выяснится, что он пролежал в поле трое суток совершенно один: женщина, с которой его оставила мать перед тем, как уйти к партизанам, испугалась за свою жизнь и вынесла мальчика ночью в поле.
Мама четырнадцатилетнего Володи боится прятать у себя еврейского ребенка, но выхода нет, и она укрывает мальчика, несмотря на ежеминутный страх за собственную жизнь и жизнь сына.
Проходит день, другой. В хату приходит полицай из соседнего села, связанный с партизанами: «У тебя ребенок?» За его плечом — женщина, простая, неграмотная, суровая и жесткая до того, что все односельчане ее боялись. Наталья Федоровна Бондарь. Она забрала Олега к себе. «Это сын лекаря Мортковича, — говорит полицай, когда ребенок оказывается в руках Натальи Федоровны. — Имей в виду, жизнью за него отвечаешь».