Оценка социального импакта кино и практики доказательности в кинопроизводстве

Позитивные измененияБизнес

Фильмы, меняющие жизнь | Movies That Change Lives

Оценка социального импакта кино и практики доказательности в кинопроизводстве

0:00 /
1311.295

Кино — один из любимых видов искусства у людей разного возраста. Так же, как и музыка, театр, архитектура, литература или живопись, кино безусловно оказывает воздействие на человека. При этом, оно может не только привлекать внимание к социальным проблемам, но и обладает потенциалом менять установки и модели поведения людей, а значит и мир в целом. Данная статья представляет собой обзор подходов к проведению исследований социального воздействия кино и поднимает ряд важных вопросов, связанных с текущим состоянием отрасли измерений импакта в кино.

О терминах: что такое импакт-интертейнмент

Для обозначения социального воздействия кино в англоязычной литературе используется термин «Social impact entertainment», который трактуется как использование кинематографа в качестве средства воздействия на общественное мнение и сознание. Как правило, такой контент охватывает широкий круг общественных проблем, таких как экология, культурные различия, расовые и гендерные вопросы и другие. В русском языке аналогичного термина не существует, но можно использовать «импакт-интертейнмент» или «социальный импакт кино».

В 2012 году на конференции «Ведомостей», посвященной медиабизнесу, также было дано определение этому термину, но в сокращенном значении, касающемся только «привлечения внимания» — это «система производства и дистрибуции развлекательного контента, привлекающая внимание аудитории к общественно значимым проблемам»1. То есть, такой контент позволяет не только развлечь зрителей, но и обсудить важные темы, которые не попали бы во внимание, если бы их не увидели на экране.

Важно отметить, что в индустрии развлечений социальный импакт является устойчивой нормой и играет важную роль. На схеме, представленной на Рисунке 12, можно увидеть соотношение между импакт-интертейнментом и мейнстримным производством контента. Эта диаграмма показывает, что социальный импакт является неотъемлемой частью развлекательной индустрии, не являясь при этом отдельным сектором или частью сектора развития. Такое же представление о явлении высказано на вышеупомянутой конференции Игорем Мишиным, гендиректором «МТС Медиа»: «Social impact контент не должен быть чем-то особенным. Зрители должны его любить и воспринимать обычно, как любой другой вид контента. Не надо эту тему уводить в резервацию»1.

1Ведомости. Конференции. (2021). Медиабизнес. XIV ежегодная конференция. Режим доступа: https://events.vedomosti.ru/events/media21/program. (дата доступа: 27.04.2023).

2LOHAS Capital. Social Impact Entertainment. Retrieved from: https://lohascapital.com/practice-disciplines/social-impact-entertainment/. (accessed 27.04.2023).

Как перейти от декларации о важности импакта к его измерению и даже гарантии достижения поставленной цели? Для оценки импакта кино в мировой практике используются междисциплинарные инструменты, направленные на измерение социального воздействия контента. В частности, интерес к оценке социального импакта кино связан с тем, что такой контент может стать инструментом решения важных социальных и экологических проблем посредством обращения к общественному мнению. В связи с этим инструменты оценки социального воздействия кино внедряются на всех этапах разработки и производства кинопроектов, а также по их окончании — по аналогии с любым проектом, предполагающим достижение социальных изменений.

Социальные науки: кино как многомерный предмет исследования

Исследования социального воздействия кино используют разные методы для оценки его влияния (Kaufman & Simonton, 2013). Методы фокусируются на разных аспектах социального воздействия кино, имея разные предметы исследования: содержание фильма или восприятия зрителей.

Так, опросы подразумевают сбор данных от больших групп людей об их отношении, мнениях и поведении, связанных с продуктами кинематографа. Например, опрос может быть о том, как фильм повлиял на мнение зрителей по определенной теме. Лонгитюдные исследования отслеживают одних и тех же людей или группу в течение определенного периода времени, чтобы увидеть, как меняется и развивается их опыт общения с кино. Контент-анализ изучает содержание фильмов, выявляет их темы и сообщения, а также оценивает потенциал влияния на аудиторию. Этнографические исследования помогают понять, как сообщество воспринимает кино и как культурный контекст влияет на это восприятие.

Социальные эффекты кино на уровне социальных установок не являются линейными, включают в себя много других сопутствующих переменных, также они варьируются от способа оценки и избранных индикаторов. Однако существуют инструменты, основанные на методах социальных наук, которые давно используются в кинопроизводстве. Профессор Бирмингемского университета Финола Керриган в своей книге по маркетингу фильма (Kerrigan, 2017) к числу таких инструментов относит: проверку концепции, исследования позиционирования, тестовые показы, тестирование фокус-группами, тестирование рекламы и выходные опросы:

  • Проверка концепции (concept testing) — на этом этапе оценивается потенциал коммерциализации и успеха на рынке, чтобы определить бюджет. Это может рассматриваться как часть производственного процесса, поскольку это может повлиять на принятие таких решений, как разработка сценария и выбор актеров.
  • Исследования позиционирования (positioning studies) — этот тип исследований анализирует элементы, которые могут выступать маркетинговыми активами фильма. Маркетологи тестируют потенциальную рентабельность фильма на основе отклика аудитории в адрес жанра и актерского состава, конкретных персонажей.
  • Тестовые показы (test screenings). В киноиндустрии проводятся тестовые показы, которые можно разделить на две категории: B2B — для бизнес-партнеров, B2C — для зрителей. В первом случае просмотры фильмов проводятся для кинодистрибьюторов, в рамках частных показов или кинофестивалей. Такие тестирования являются не только инструментом исследования мнения партнеров, но и инструментом их привлечения. В случае тестовых показов для зрителей, привлеченным представителям целевых аудиторий предлагается посмотреть фильм до его финальной версии. Именно на этом уровне в фильм могут внести изменения: например, изменить концовку как в «Рэмбо» или изменить отрисовку персонажей как в фильме про Пикачу. Респонденты отбираются по социально-демографическим характеристикам, проходят опрос до и после просмотра фильма. Во время просмотра за их реакциями наблюдают исследователи, а часть приглашенных зрителей участвует в фокус-группе по итогам просмотра.
  • Тестирование маркетинговых материалов (testing of marketing materials) — плакаты, трейлеры, открытки и рекламные объявления можно протестировать в фокус-группах, чтобы убедиться, что они соответствуют культурным кодам целевой аудитории и понятны ей.

Как пишет Рут Вэйси, автор руководства по киноисследованиям (Vasey, 2008), особенность Голливуда состоит в дихотомической природе его «шоу-бизнеса», которая сочетает финансовые императивы «бизнеса» и эфемерную привлекательность «шоу». Существует целый жанр статей в журнале The Hollywood Reporter, посвященных обсуждению того, как результаты тестовых показов повлияли на маркетинговые решения в отношении того или иного фильма. Из этого же журнала можно узнать3, что даже во время пандемии тестовые показы не были исключены из обязательной программы подготовки фильма, поскольку их результаты могут привести как к проведению дополнительных съемок, так и к повышению ожиданий на успех.

3McClintock, P. (2020, June 15). Are Virtual Test Screenings the Future of Movie Marketing? The Hollywood Reporter. Retrieved from: https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-news/are-virtual-test-screenings-future-movie-marketing-1297699/. (accessed 27.04.2023).

В целом, можно заключить, что кино является привлекательной и перспективной областью для исследований. При этом, представители разных научных дисциплин используют свой собственный концептуальный аппарат и формулируют свои исследовательские вопросы, связанные с этой сферой. В частности, для социолога кино может представлять интерес с точки зрения репрезентации социальных ситуаций и явлений, как это описывается в социологических очерках Вадима Радаева (Радаев, 2023). Существует отдельная академическая дисциплина Cinema Studies (Bateman & Schmidt, 2013), которая рассматривает кино как самостоятельное семиотическое пространство. Можно изучать стык восприятия зрителя с сюжетом фильма с позиции психологии (Петренко & Дедюкина, 2019). С точки зрения лингвистики, есть занимательные случаи исследования выдуманных языков из фильмов — например, языка На`ви из киновселенной «Аватар» (Frommer, 2009).

Маркетинг: методология оценки и культурная стратегия

Стоит сказать, что ни социальные науки, ни психология не предлагают (и не преследуют такой цели) никаких готовых рецептов о том, как встраивать свои методы в процесс кинопроизводства. Методологии, которые бы включали в себя проведение исследования и учет его результатов как часть проектной деятельности, разрабатываются в первую очередь самими интересантами — сообществом кинематографистов. В США существует ассоциация для импакт-интертейнмента — одноименная Social Impact Entertainment Society. У этой ассоциации есть специально разработанное руководство по оценке импакта «Четыре динамики воздействия» (Four Impact Dynamics)4. Примечательно, что эти 4 элемента перекликаются с лестницей социального воздействия и обращаются к логике теории изменений. Теория изменений (Гладких & Талицкая, 2022) — это базовый элемент модели оценки социальных проектов, который связывает между собой звенья цепочки социальных результатов проекта. Лестница социального воздействия описывает цепочку социальных результатов в терминах последовательных изменений на уровне представлений, отношения и поведения целевых аудиторий, а также изменений в жизни сообществ и общества в целом.

4The Impact Field Guide & Toolkit. (n.d.). SIE Society. Retrieved from: https://impactguide.org/planning/the-four-impact-dynamics/. (accessed 27.04.2023).

Согласно упомянутому руководству, 4 уровня импакта в культурном производстве включают в себя:

  1. Изменение мнения — какие установки и убеждения вы пытаетесь создать или трансформировать?
  2. Изменение поведения — какие конкретные действия вы могли бы продвигать?
  3. Выстраивание сообществ — каким сообществам вы могли бы помочь?
  4. Изменение структур — какие законы или политики влияют на проблему, которую вы пытаетесь решить?

Чтобы спланировать воздействие, необходимо иметь выстроенную стратегию в отношении фильма, его миссии, образа социальных изменений, целевых аудиторий и соответствующих месседжей.

  • Художественное видение — внутреннее видение фильма и того, каким он будет. Определяется режиссером и выбранными им творческими сотрудниками.
  • Видение импакта — внешнее видение того, что будет делать фильм. Определяется всей командой проекта, включая ответственных за связи с общественностью.

История, нарратив и культура объединяются посредством теории изменений (Borum Chattoo, 2021) в культурную стратегию, при которой практики сотрудничают с руководителями, писателями и продюсерами индустрии развлечений, чтобы формировать положительные образы социально исключенных сообществ и повышать осведомленность в части социальных проблем, производить и распространять свой контент. Основной принцип, заложенный в культурной стратегии, заключается в том, что развлекательные истории могут оказывать влияние на общественное мнение и восприятие, способствуя культурному диалогу и общественному участию, что используется в социальных политиках, направленных на стимулирование социальной справедливости.

Культурная стратегия относится к социальным результатам в медиапроектах и строится на принципах education-entertainment — области на пересечении импакт-интертейнмента и образовательных проектов. В рамках нее существуют четкие методики и принципы, поскольку она представляет собой сформировавшуюся индустрию. В хрестоматийной книге об этом направлении кинопроизводства (Singhal et al., 2003) приводится пример сериала из ЮАР. Для производства этого сериала было проведено 18-месячное исследование, которое включало в себя глубинные интервью с социальными активистами и представителями госучреждений, исследование случаев женщин, пострадавших от насилия, а также исследование аудитории. В качестве имплементации находок исследования было решение сфокусировать кампанию на том, чтобы преодолеть структурные барьеры, которые мешали женщинам обращаться за помощью. Материалы интервью и групповых обсуждений использовались для написания сценария. Например, позиционирование персонажей выстраивалось на основании опросов целевых групп и обратной связи аудитории в ходе тестовых читок сценария, а социальные проблемы «зашивались» в особенности драмы.

В качестве примера с применением Four Impact Dynamics можно привести опыт команды, работавшей над американским фильмом «Зона охоты» (The Hunting Ground). Он выделяется по степени полноценности оценочных средств для исследования достигнутых социальных результатов, а также по степени интеграции медиапроекта и исследования. Команда использовала теорию изменений, чтобы мобилизовать интерес студентов и вовлечь руководство университетов в новые практики (Dick & Ziering, 2016). Команда организовала 70 показов в 33 университетах. Они также работали с лидерами студенческих организаций на конференциях и национальных встречах, где фильм использовался для влияния на жизнь кампусов. Команда использовала методологию Four Impact Dynamics для оценки социального импакта фильма. Они работали с правозащитными и университетскими ассоциациями для проведения опроса о сексуальном насилии на кампусах, проведенного студентами во всех студенческих городках страны. Были разработаны следующие индикаторы: реакции студентов на показы и последующие мероприятия, запросы университетов на показы для сотрудников и студентов, принятие обучающих программ по предотвращению насилия университетами и внедрение новых политик, рекомендованных на основании результата опроса. Результаты работы команды показали повышение интереса студентов и руководства университетов к проблемам, затронутым в фильме, а также привели к введению новых политик по борьбе с сексуальным насилием в студенческой среде.

Применимость методологии Four Impact Dynamics для оценки социального импакта кино является признанной в сообществе оценки импакта в медиасфере и используется для оценки импакт-фильмов. Ее преимуществом является согласованность со ступенями лестницы воздействия и проектной логикой теории изменений. Таким образом, она может быть использована как проектная основа для построения системы оценки импакта кино. Тем не менее, стоит отметить и ограничения Four Impact Dynamics: для оценки импакта как конечного этапа воздействия требуется серьезное усложнение модели. Также, ограниченной является та сфера сюжетов и форматов фильмов, в которой возможно применение этой методологии и, в целом, внедрение принципов импакт-интертейнмента.

Российский опыт оценки социального импакта кино

При обсуждении социального импакта кино важно уточнить, что не все исследования охватывают данный социальный аспект кинопродукции. Социальный импакт представляет собой предмет исследования из области оценки социальных программ и политик, в то время как можно рассматривать сюжет, киноязык и восприятие зрителей вне контекста социального воздействия. Среди российских исследований, которые обращаются к социальному импакту, но при этом не проводят и не внедряют оценку фильмов, но создают условия для картирования, стоит выделить исследование ЦСП «Платформа» при поддержке Национальной Медиа Группы. Целью исследования стала разработка индекса социального влияния и карты фильмов с социальным эффектом, учитывая как отечественный, так и зарубежный опыт. В рамках исследования были сформированы список из 28 киноработ, вышедших в 2021-2022 годах и определенные экспертами как имеющие социальный эффект, а также рейтинг, состоящий из охвата и индекса влияния фильма, рассчитанного на основе 11 параметров, отражающих влияние фильма на зрителя. Для того, чтобы составить карту фильмов с социальным эффектом, были использованы данные массового количественного опроса городов РФ с населением более 100 тыс. человек, в ходе которого респонденты выбирали максимум 5 фильмов из числа тех, которые они видели, и оценивали каждый фильм по 11 параметрам, отражающим влияние фильма на зрителя.

В результате исследования были сделаны выводы, что социальное кино должно учитывать баланс между популярностью и социальным посланием, а также не отталкивать зрителя, вызывая негативные эмоции. Одним из вызовов социального кино является вовлечение и удержание зрителя. Кино должно быть развлекательным и эмоциональным, а также давать ответы на вопросы зрителя и поддерживать его в трудной ситуации. Трудно утверждать, что эти выводы были неизвестны до проведения исследования.

Примечательно, что авторы используют интегрированный подход, который включает как общий фреймворк из маркетинга для оценки социального воздействия, так и набор некоторых методов социального исследования. Говоря про отличия этого исследования от упоминавшихся ранее практик тестирований в рамках кинопроизводства, можно выделить следующие моменты:

  • исследование «Платформы» проводится постфактум, после съемки фильмов и не является частью кинопроизводства, которая могла бы повлиять на облик фильма;
  • исследование проводится без фокусировки на конкретных фильмах, то есть оно не посвящено медиаэффектам, особенностям повествования и эффектам отдельного фильма, команда которого участвует в разработке дизайна исследования;
  • методы фокусируются на интерпретации зрителей из неопределенной выборки, так что остаются возможности для совершенствования подхода в виде уточнения выборки опросов;
  • в рамках исследования не проводится тестовых просмотров — важного элемента прикладных исследовательских инструментов;
  • из источников данных используется только опрос, без качественной перспективы исследования сюжета фильма.

Однако наиболее важный момент, который стоит отметить в исследовании «Платформы» — социальный импакт является конечным элементом сложной цепочки социального воздействия, который не может быть доказан через обращение к социальным опросам постфактум неопределенного числа лиц, без выделения целевых групп, социальных проблематик фильмов, эффекта на сообщества конкретных фильмов. Исследованию так и не удается картировать фильмы по их социальному эффекту. При чтении отчета возникает вопрос: в чем состоит социальная значимость выбранных фильмов? Можно заключить, что существуют возможности для расширения имеющегося набора инструментов для более эффективного исследования социальной значимости российского кино и включения их в процесс кинопроизводства.

Перспективы оценки социального импакта кино

Импакт-интертейнмент — это использование кинематографа для воздействия на общественное мнение и сознание. Контент с социальным воздействием не только развлекает зрителей, но и позволяет обсудить важные темы, которые могут привести к повышению осведомленности людей о различных проблемах в мире и к изменению общественных установок через трансляцию поведенческих моделей. Импакт-интертейнмент является неотъемлемой частью развлекательной индустрии, существуя в рамках мейнстримного производства контента.

Социальный импакт кино исследуется с помощью многочисленных методов из социальных наук. Они могут быть качественными или количественными, а также работать с разными аспектами социального воздействия кино. Например, опросы и лонгитюдные исследования работают с мнениями и поведением зрителей, контент-анализ — с содержанием фильма, а этнографические исследования — с культурным контекстом восприятия фильмов. Для объединения перспектив анализа контента и его восприятия могут быть использованы, например, экспериментальные методы психосемантики. Существуют различные методы социальных исследований в кино, которые фокусируются на разных аспектах социального воздействия кино. Во время производства фильма используются прикладные исследовательские инструменты, такие как проверка концепции, исследование позиционирования, тестирование фокус-группами, тестовые показы, тестирование рекламы и опросы на выходе. Они помогают оценить потенциал фильма на рынке и принимать решения о разработке сценария и выборе актеров. Инструменты проектного планирования из маркетинга могут быть использованы для встраивания исследования социального импакта в процесс кинопроизводства.

Рассмотренный российский опыт оценки социального воздействия кино основан на применении фреймворка из маркетинга и методов из социальных наук. Отличительная черта этого исследования заключается в том, что оно проводится после съемок фильмов и не является частью кинопроизводства, которая могла бы повлиять на облик фильма. В рамках исследования не проводилось тестовых просмотров, а используется только опрос неопределенной выборки.

Использование прикладных инструментов для определения социального влияния отечественного кино предполагает внедрение исследовательской составляющей в кинопроизводство. Более того, разработка культурной стратегии с оценкой и проектированием социального воздействия может способствовать достижению большего социального эффекта. Так возникает образ доказательного подхода в киноиндустрии.

Рассмотренный опыт позволяет заключить, что область оценки социального импакта в кинематографе обладает большим числом точек роста. Одной из возможностей является разработка модели оценки на основании теории изменений проекта. Она предполагает описание задач, индикаторов и методов оценки на каждом из этапов разработки, создания и финальной оценки продукта кинематографа. Соответственно, выделяются три вида оценки: прогностическая оценка на этапе подготовки, мониторинг после запуска кинопроекта и оценка воздействия в период предполагаемого достижения социальных эффектов.

В рамках выстроенной стратегии доказательного кинопроизводства используются исследовательские инструментарии, адаптированные под различные типы материалов — сценарий, промежуточные материалы (раскадровки), готовый контент, информационные материалы и т. п.

Необходимо отметить наличие в России лага в области доказательной базы и поверхностного уровня дискуссии относительно оценки продуктов кинематографа. Популярность термина «импакт-медиа» значительно превышает в реальном масштабе то, что делается для строгой и обоснованной оценки продуктов кинематографа. Самооценка, экспертиза командой проекта и другие подходы, связанные с низкой объективностью и высокой степенью риска выдать желаемое за существующее, более распространены, чем проведение объективных исследований и изучение мнений и отзывов аудитории.

В этом контексте появляется феномен импакт-вошинга: игроки начали добавлять слово «импакт» к названиям своих компаний или должностей. Например, появились не просто режиссеры, а импакт-режиссеры, что, однако, не приводит к существенным изменениям в их деятельности. Представляется, что с насыщением рынка экспертами, способными проводить исследования достаточной сложности, станет неприличным говорить о неизмеримости творческих продуктов, о допустимости использования понятия «импакт» в отношении простых социальных эффектов, а также делать выводы на основании выборки из нескольких человек.

Иван Смекалин

Аналитик Фабрики позитивных изменений, магистрант Высшей школы социальных наук (Париж)

Список источников

1. Bateman, J., & Schmidt, K. H. (2013). Multimodal film analysis: How films mean. Routledge.

2. Beullens, K., Roe, K., & Van den Bulck, J. (2011). The Impact of Adolescents’ News and Action Movie Viewing on Risky Driving Behavior: A Longitudinal Study. Human Communication Research, 37(4), 488–508. DOI:10.1111/j.1468-2958.2011.01412.x

3. Borum Chattoo, C. (2021). Entertainment-education as social justice activism in the United States: Narrative strategy in the participatory media era. Entertainment-Education Behind the Scenes: Case Studies for Theory and Practice, 39-59. DOI:10.1007/978-3-030-63614-2_4

4. Dick, K., & Ziering, A. (2016). The hunting ground: The inside story of sexual assault on American college campuses. Simon and Schuster. DOI:10.18543/djhr-3-2018pp209-214

5. Frommer, P. (2009). Some Highlights of Na’vi. Language Log, 19.

6. Kaufman, J. C., & Simonton, D. K. (Eds.). (2013). The social science of cinema. Oxford University Press.

7. Kerrigan, F. (2017). Film marketing. Routledge.

8. Kubrak, T. (2020). Impact of Films: Changes in Young People’s Attitudes after Watching a Movie. Behavioral Sciences, 10(5), 86. MDPI AG. Retrieved from: http://dx.doi.org/10.3390/bs10050086

9. Singhal, A., Cody, M. J., Rogers, E. M., & Sabido, M. (Eds.). (2003). Entertainment-education and social change: History, research, and practice. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781410609595

10. Vasey, R. (2008). The Hollywood Industry Paradigm. The SAGE Handbook of Film Studies, 287. https://doi.org/10.4135/9781849200400

11. Wirtz, J., & Lee, M. C. (2003). An examination of the quality and context-specific applicability of commonly used customer satisfaction measures. Journal of Service Research, 5(4), 345-355. DOI:10.1177/1094670503005004006

12. Гладких, Н., & Талицкая, З. (2022). Импакт как объект оценки: основные понятия. Позитивные изменения, 1(1), 44-57. https://doi.org/10.55140/2782-5817-2021-1-1-44-57

13. Петренко, В. Ф., & Дедюкина, Е. А. (2019). Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма. Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы, 31(1), 24-31.

14. Петренко, В. Ф., & Сапсолева, О. Н. (2005). Психосемантический анализ художественного фильма» Сибирский цирюльник». Вопросы психологии, (1), 56-72.

15. Петренко, В. Ф., Супрун, А. П., & Кодирова, Ш. А. (2020). Психосемантический анализ художественного фильма Акиры Куросавы «Расемон». Психология. Журнал Высшей школы экономики, 17(4), 737-756.

16. Радаев, В. (2023). Смотрим кино, понимаем жизнь: 20 социологических очерков. Изд. дом Высшей школы экономики. DOI: 10.17323/978-5-7598-2731-3

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-2-28-38


Movies That Change Lives

Evaluating the Social Impact of Motion Pictures and the Practice of Evidence in Filmmaking

Cinema is one of the most popular art forms among people of all ages. Just like music, theater, architecture, literature or painting, cinema certainly has an impact on people. At the same time, it has the capability to not just draw attention to social problems, but also to change people’s attitudes and behaviors — thus changing the world as a whole. This article provides an overview of various approaches to researching social impact of motion pictures and raises a number of important issues related to the current state of the impact assessment industry in motion pictures.

Getting the terms right: what is impact entertainment

The English-language literature uses the term “Social Impact Entertainment” to describe the use of cinema as a means of influencing public opinion and public awareness. Typically, such content covers a wide range of societal issues, such as the environment, cultural differences, racial and gender issues, and others. There is no similar term in Russian, but “impact entertainment” or “social impact cinema” can be used instead.

The term also received a definition at the Vedomosti media business conference in 2012, albeit a narrowed-down one, which only referred to “drawing attention” — specifically, it was “an entertainment content production and distribution system that draws the audience attention to issues of social importance.”1 That is, the kind of content that does not only entertain the viewers, but also enables a discussion of important topics that would likely be left in obscurity if not shown on screen.

It is important to note that social impact is a running theme in the entertainment industry, playing an important role. Figure 12 shows the relationship between impact entertainment and mainstream content production. The chart shows that social impact is an integral part of the entertainment industry without being a separate development sector or part of a development sector. Igor Mishin, CEO MTS Media, has the same view of the phenomenon, which he shared at the aforementioned conference: “Social impact content doesn’t have to be something special. Viewers should love it and accept it normally, just like any other type of content. No need to take this topic into a reservation.”1 How do we go from declaring the importance of impact to measuring it and even guaranteeing that our goal is achieved? The global practice for assessing the impact of a motion picture is to use interdisciplinary tools aimed at measuring the social impact of content. In particular, the interest in assessing the social impact of a motion picture is related to the fact that such content can become a tool for addressing vital social and environmental issues by appealing to the public opinion. In this regard, social impact assessment tools are integrated into all stages in the development and production of film projects, as well as after their completion — just like with any project involving social change to be achieved.

1Vedomosti. Conferences. (2021). Media Business. 14th Annual Conference. Retrieved from: https://events.vedomosti.ru/events/media21/program. (accessed: 27.04.2023).

2LOHAS Capital. Social Impact Entertainment. Retrieved from: https://lohascapital.com/practice-disciplines/social-impact-entertainment/. (accessed 27.04.2023).

Social sciences: film as a multidimensional subject

Researchers assessing the social impact of motion pictures use various impact assessment tools (Kaufman & Simonton, 2013). The methods focus on different aspects of the social impact of the motion picture and study different subjects: the content of the film or the perception of the audience.

One method is surveys, which involve collecting data from large groups of people about their attitudes, opinions, and behaviors related to film products. For example, a survey could be about how the film influenced viewers’ opinions on a particular topic. Longitudinal studies track the same people or group over an extended period, to see how their experience with film changes and develops over time. Content analysis examines the content of films, identifies their topics and messages, and assesses their potential of influencing the audiences. Ethnographic research helps us understand how a community perceives film and how cultural context affects that perception.

The social effects of cinema at the social attitudes level are not linear; they involve many other related variables, and vary depending on the assessment method and indicators selected. However, some tools based on the methods used in social sciences have long been used in filmmaking. University of Birmingham professor Finola Kerrigan, in her book on film marketing (Kerrigan, 2017), lists the following tools in this category: concept testing, positioning studies, test screenings, focus group testing, advertising testing, and exit polls:

Concept testing — this step assesses the potential for commercialization and success in the market, so as to determine the film budget. This can be viewed as part of the production process, because it can influence decisions such as script development and actor selection.

  • Positioning studies — this type of research analyzes elements that can act as marketing assets of a film. Marketers test the potential profitability of a film based on audience response to the genre, cast, and specific characters.
  • Test screenings. There are two types of test screenings in the film industry: B2B — for business partners, and B2C — for ordinary viewers. In the first case, film screenings are held for film distributors, as part of private screenings or film festivals. Such tests are used to learn the partners’ opinions, as well as to attract them to the project. In the case of test screenings for viewers, the target audience members involved are invited to watch the film before the final version. It is here that changes can be made to the film, such as replacing the ending in Rambo or changing the drawing of characters in the Pikachu film. The respondents are selected by social and demographic qualities and are interviewed before and after watching the film. During the screening, researchers observe their reactions, and some of the invited viewers participate in a focus group after the screening.
  • Testing of marketing materials — posters, trailers, postcards and advertisements can be tested in focus groups to make sure they match the cultural codes of the target audience and are understood by them.

As Ruth Vasey, author of a film research guide (Vasey, 2008), writes, Hollywood’s peculiarity lies in the dichotomous nature of its “show business,” which combines the financial imperatives of “business” with the ephemeral appeal of “show.” There is an entire genre of articles in The Hollywood Reporter discussing how the results of test screenings influenced marketing decisions for a particular film. From the same magazine you can learn3 that test screenings were kept as part of the mandatory film preparation program even during the COVID-19 pandemic, because their results could lead to both additional filming and higher chance for success.

3McClintock, P. (2020, June 15). Are Virtual Test Screenings the Future of Movie Marketing? The Hollywood Reporter. Retrieved from: https://www.hollywoodreporter.com/movies/movie-news/are-virtual-test-screenings-future-movie-marketing-1297699/. (accessed 27.04.2023).

Overall, we can conclude that cinema is an attractive and promising area for research. At the same time, representatives of different scientific disciplines use their own conceptual apparatus and formulate their own research questions related to this area. In particular, for a sociologist, cinema can be of interest in terms of representing social situations and phenomena, as described in Vadim Radayev’s sociological essays (Radayev, 2023). There is even a special academic discipline, Cinema Studies (Bateman & Schmidt, 2013), which treats film as a separate semiotic space. The junction between the viewer’s perception and the film plot can also be studied from the perspective of psychology (Petrenko & Dedyukina, 2019). From a linguistic point of view, there have been interesting studies on fictional languages from films, such as the Na`vi language from the Avatar universe (Frommer, 2009).

Marketing: assessment methodology and cultural strategy

It is worth noting that neither social science nor psychology offers any ready-made recipes on how to incorporate their methods into the filmmaking process, nor do they aim to do so. The methodologies that include conducting research and considering its results as part of project activities are primarily developed by the actual stakeholders — the filmmaking community itself. In the United States an association for impact entertainment has been established, the Social Impact Entertainment Society. This association has a specially developed guide to impact assessment — the Four Impact Dynamics4. Notably, these four elements mirror the social impact ladder and appeal to the logic of the theory of change. The theory of change (Gladkikh & Talitskaya, 2022) is the basic element of the social project evaluation model, connecting the links in the chain of a project’s social outcomes. The social impact ladder describes a chain of social outcomes in terms of successive changes in the perceptions, attitudes and behaviors of target audiences, as well as changes in communities and society at large.

4The Impact Field Guide & Toolkit. (n.d.). SIE Society. Retrieved from: https://impactguide.org/planning/the-four-impact-dynamics/. (accessed 27.04.2023).

According to the guide, the four levels of impact in entertainment products include:

  1. Changes in opinions — what attitudes and beliefs are you trying to create or transform?
  2. Changes in behavior — what specific actions could you promote?
  3. Community building — what communities could you help?
  4. Changes in structures — what laws or policies are affecting the problem you are trying to solve?

To plan for impact, you must have a strategy lined up for the film, its mission, its image of social change, its target audiences, and the appropriate messaging.

  • Artistic vision — the inner vision of the film and of what it will be like. It is determined by the director and creative crew selected by the director.
  • The vision of the impact is the external vision of what the film will do. It is determined by the entire project team, including those in charge of public relations.

History, narrative, and culture come together through theory of change (Borum Chattoo, 2021) into a cultural strategy, in which practitioners collaborate with the entertainment industry executives, writers and producers to shape positive images of socially excluded communities and raise awareness of social issues, produce and distribute their content. The basic principle behind the cultural strategy is that entertaining stories can influence public opinion and perception by fostering cultural dialog and public participation, which is used in social policies aimed at stimulating social justice.

Cultural strategy refers to social results in media projects and is built on the principles of education-entertainment, an area at the junction of impact entertainment and educational projects. It is an established industry with clear methodologies and principles. A textbook on this direction of filmmaking (Singhal et al., 2003) cites a motion picture series made in South Africa as an example. An 18-month study was conducted to produce the series, which included in-depth interviews with social activists and government officials, case studies of women surviving violence, and audience research. To implement the study’s findings, it was decided to focus the campaign on overcoming the structural barriers that prevented women from seeking help. The script was based on the materials from the interviews and group discussions. For example, character positioning was lined up based on focus group surveys and audience feedback during test readings of the script, and social issues were “sewn into” the fabric of the drama.

As an example of the use of Four Impact Dynamics, we can refer to the crew experience of the US motion picture The Hunting Ground. This example stands out due to its comprehensive use of the assessment tools for the study of the social results achieved, as well as its integration of the media project and research. The team used theory of change to mobilize student interest and engage university leadership in new practices (Dick & Ziering, 2016). The crew held 70 screenings at 33 universities. They also worked with student leaders at conferences and national meetings where the film was used to influence campus life. The project team used the Four Impact Dynamics methodology to assess the social impact of the film. They worked with human rights activists and university associations to conduct a survey about sexual violence on campuses among the students on all campuses across the country. The following indicators were developed: student reactions to the screenings and follow-up activities, university staff and students’ requests for screenings, adoption of violence prevention training programs by universities, and implementation of new policies recommended based on the results of the survey. The results of the team’s work showed increased interest among students and university administrators in the issues raised in the film, and led to the introduction of new policies to combat sexual violence among the students.

The applicability of the Four Impact Dynamics methodology to assess social impact of a motion picture is recognized by the media impact assessment community and used to assess the effects of impact entertainment. Its advantage is consistency with the steps of the impact ladder and the project logic of the Theory of Change. Therefore, it can be used as the basis for designing and building an impact assessment system for motion pictures. However, it is also worth noting the limitations of Four Impact Dynamics: estimating impact as the final stage results needs an overly complicated model. The scope of subjects and film formats to which this methodology (and the general implementation of the principles of impact entertainment) is applicable, is also limited.

Russia’s experience in evaluating the social impact of cinema

When discussing the social impact of cinema, it is important to clarify that not all studies cover this social aspect of film production. Social impact is a subject of research that falls into the evaluation of social programs and policies, while it is possible to consider the plot, language, and audience perceptions of a film outside the context of social impact. One Russian study that addresses social impact but does not conduct or implement evaluation of a film, instead focusing on creating the conditions for mapping, is a study by the Center for Social Projects “Platforma”, supported by the National Media Group. The aim of the study was to develop a social impact index and a map of films having social impact, taking into account both domestic and foreign experience. The study generated a list of 28 films released in 2021-2022 and identified by experts as having social impact, as well as a coverage rating and an impact map of the films, based on 11 parameters reflecting the film’s impact on the audience. In order to create a map of social impact films, we used the results of a mass quantitative survey of Russian cities with more than 100,000 population, in which respondents chose up to five films they had seen, and rated each film by 11 parameters reflecting its impact on the audience.

The study concluded that social impact films should consider the balance between popularity and social message, and not alienate the viewer by evoking negative emotions. One of the challenges of social impact films is to engage and retain the viewer. Cinema should be entertaining and emotional, as well as provide answers to the viewers’ questions and support them in a challenging situation. It is hard to argue that these findings were unknown prior to the study.

Notably, the authors use an integrated approach that includes both a common marketing framework for social impact assessment and a set of some social research methods. Speaking about the differences between this study and the testing practices in film production mentioned above, we can highlight the following points:

  • the Platforma study is done post-factum, after the films have been released, and is not a part of the filmmaking process that could have an effect on the final appearance of the film;
  • the study is conducted without focusing on specific films; that is, it does not focus on the media effects, narrative features, and special effects of a specific film whose crew is involved in the study design;
  • the study methods focus on the interpretation by an undetermined sample of viewers, so that there remains room for improvement of the approach by refining the sample of surveys;
  • the study does not include test screenings, an important element of applied research tools;
  • the only data source used is a survey, without the qualitative perspective of researching the plot of the film.

However, the most important point worth noting in the Platforma study is that social impact is the final element in a complex chain of social effects, which cannot be proven by referring to post-factum social surveys of an undetermined number of individuals, without identifying the target groups, the social issues raised by the films, the effects of specific films on communities. The study still fails to map films by their social effect. As you read the report, the question arises: What is the social significance of the selected films? We can conclude that there is room for expanding the available set of tools for more effective research into the social significance of Russian cinema and incorporating them into the film production process.

Possible applications of the assessment of the social impact of cinema

Impact entertainment is the use of cinema to influence public opinion and awareness. In addition to entertaining viewers, social impact content also promotes a discussion of important topics, which can lead to increased awareness on various global issues and a change in social attitudes through the broadcasting of behavioral patterns. Impact entertainment is an integral part of the entertainment industry, existing within the framework of mainstream content production.

The social impact of cinema is explored through numerous methods borrowed from the social sciences. Both qualitative and quantitative methods can be used to cover different aspects of the film’s social impact. For example, surveys and longitudinal studies deal with viewers’ attitudes and behaviors, content analysis deals with film content, and ethnographic studies address the cultural context of film perception. The perspectives of content analysis and perception can be combined using, for example, experimental psychosemantic methods. Different social research methods are used in film industry to focus on different aspects of the films’ social impact. Applied research tools such as concept testing, positioning studies, focus group testing, test screenings, advertising testing, and exit polls are used during the film production. They help assess a film’s potential in the marketplace and make decisions about script development and actor selection. Marketing tools such as project planning can be used to integrate social impact studies into the filmmaking process.

The Russian experience of assessing social impact of a film is based on applying a combined framework of marketing and social science methods. The distinguishing feature of this study is that it is done after the films have been released, and is not a part of the production process that could have had an effect on the final appearance of the film. No test screenings were conducted as part of the study, and only an unspecified sample survey is used.

The use of applied tools to determine the social impact of Russian films involves the integration of a research component into the film production process. Moreover, developing a cultural strategy that involves social impact assessment and design can contribute to greater social impact. This is how the image of evidence-based approach in the film industry emerges.

The experience we have reviewed allows us to conclude that the field of social impact assessment in the film industry has a large number of growth points. One possibility is to develop an assessment model based on the project’s theory of change. It involves describing the assessment tasks, indicators and methods at each stage of the development, creation and final evaluation of a film product. Accordingly, there are three types of evaluation: predictive evaluation during the preparation phase, monitoring after the launch of the film project, and impact assessment in the period of the anticipated achievement of social effects.

As part of the evidence-based filmmaking strategy developed, research tools are adapted to different types of materials — script, intermediate materials (storyboards), finished content, informational materials, etc.

It should be noted that Russia currently lags behind in the field of evidence and has only a superficial level of discussion regarding the assessment of film products. The term “impact media” is far more popular than what is being done at the real scale to rigorously and reasonably assess film products. Self-assessment, expert review by the project team, and other approaches that are subjective and prone to wishful thinking are more common than conducting objective research and studying audience opinions and feedback.

In this context, the phenomenon of impact washing is created, as players begin to add the word “impact” to the names of their companies or positions. For example, we now have “impact directors” instead of ordinary directors, which, however, does not lead to any significant changes in their work. We assume that once the market is saturated with experts capable of conducting research of sufficient complexity, it will become indecent to talk about creative products being immeasurable, or about the possibility of using the concept of “impact” in relation to simple social effects, or about drawing conclusions based on a sample of a few people.

Ivan Smekalin

Analyst, Positive Changes Factory, master’s student at the École des Hautes Études en Sciences Sociales (Paris)

References

1. Bateman, J., & Schmidt, K. H. (2013). Multimodal film analysis: How films mean. Routledge.

2. Beullens, K., Roe, K., & Van den Bulck, J. (2011). The Impact of Adolescents’ News and Action Movie Viewing on Risky Driving Behavior: A Longitudinal Study. Human Communication Research, 37(4), 488–508. DOI:10.1111/j.1468-2958.2011.01412.x

3. Borum Chattoo, C. (2021). Entertainment-education as social justice activism in the United States: Narrative strategy in the participatory media era. Entertainment-Education behind the Scenes: Case Studies for Theory and Practice, 39-59. DOI:10.1007/978-3-030-63614-2_4

4. Dick, K., & Ziering, A. (2016). The hunting ground: The inside story of sexual assault on American college campuses. Simon and Schuster. DOI:10.18543/djhr-3-2018pp209-214 5. Frommer, P. (2009). Some Highlights of Na’vi. Language Log, 19.

6. Kaufman, J. C., & Simonton, D. K. (Eds.). (2013). The social science of cinema. Oxford University Press.

7. Kerrigan, F. (2017). Film marketing. Routledge.

8. Kubrak, T. (2020). Impact of Films: Changes in Young People’s Attitudes after Watching a Movie. Behavioral Sciences, 10(5), 86. MDPI AG. Retrieved from: http://dx.doi.org/10.3390/bs10050086

9. Singhal, A., Cody, M. J., Rogers, E. M., & Sabido, M. (Eds.). (2003). Entertainment-education and social change: History, research, and practice. Routledge. https://doi.org/10.4324/9781410609595

10. Vasey, R. (2008). The Hollywood Industry Paradigm. The SAGE Handbook of Film Studies, 287. https://doi.org/10.4135/9781849200400

11. Wirtz, J., & Lee, M. C. (2003). An examination of the quality and context-specific applicability of commonly used customer satisfaction measures. Journal of Service Research, 5(4), 345-355. DOI:10.1177/1094670503005004006

12. Gladkikh, N., & Talitskaya, Z. (2022). Impact as an Object of Evaluation: Basic Concepts. Positive Changes, 1(1), 44-57. https://doi.org/10.55140/2782-5817-2021-1-1-44-57

13. Petrenko, V. F., & Dedyukina, E. A. (2019). Psychology of Art: Psychosemantic Analysis of Perception and Understanding of Feature Films. Scientific Notes of the St. Petersburg State Institute of Psychology and Social Work, 31(1), p. 24-31.

14. Petrenko, V. F., & Sapsoleva, O. N. (2005). Psychosemantic Analysis of the Feature Film “The Barber of Siberia.” “Voprosy Psychologii”, (1), p. 56-72.

15. Petrenko V. F., Suprun, A. P., & Kodirova, Sh. A. (2020). Psychosemantic Analysis of Akira Kurosawa’s Feature Film “Rashomon”. Psychology. Higher School of Economics Journal, 17(4), p. 737-756.

16. Radaev, V. (2023). Watching movies, understanding life: 20 Sociological Essays. Higher School of Economics Publishing House. DOI: 10.17323/978-5-7598-2731-3

DOI 10.55140/2782-5817-2023-3-2-28-38

Хочешь стать одним из более 100 000 пользователей, кто регулярно использует kiozk для получения новых знаний?
Не упусти главного с нашим telegram-каналом: https://kiozk.ru/s/voyrl

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир» Алексей Федоров: «Идея квантовых технологий уже необратимо изменила мир»

Когда ожидать квантового превосходства и какие изменения оно повлечет в будущем

РБК
Для тех, кто любит посложнее: 5 романов для интеллектуалов Для тех, кто любит посложнее: 5 романов для интеллектуалов

Сложные эпические романы — целое исследование человека, общества и истории

Maxim
Думскроллинг: как перестать листать новости и уберечь себя от тревоги Думскроллинг: как перестать листать новости и уберечь себя от тревоги

Как перестать настойчивость читать новости? Как успокоиться?

Psychologies
Перезапись страшных воспоминаний мышей разорвала связь с изначальной нейронной сетью Перезапись страшных воспоминаний мышей разорвала связь с изначальной нейронной сетью

Нейроны, хранящие страшное воспоминание мышей, поменяли паттерн кодирования

N+1
Правила жизни Моисея Гинзбурга Правила жизни Моисея Гинзбурга

Правила жизни советского архитектора и одного из лидеров конструктивизма

Правила жизни
Сопки, бухты, острова Сопки, бухты, острова

Можно ли понять и полюбить незнакомый город всего за пару дней?

Отдых в России
Не только в коктейли: 10 потрясающих методов использования кубиков льда, которые пригодятся каждому Не только в коктейли: 10 потрясающих методов использования кубиков льда, которые пригодятся каждому

Какие суперспособности есть у обычного кусочка льда?

ТехИнсайдер
Самый громкий звук в истории человечества, который облетел Землю четыре раза Самый громкий звук в истории человечества, который облетел Землю четыре раза

Извержение Кракатау, концерт The Who и другие самые громкие звуки

ТехИнсайдер
Солнце, море, Дагестан Солнце, море, Дагестан

Отправляемся за пляжными развлечениями и не только в солнечный Дагестан

Лиза
У мезозойской рептилии нашли признаки пубертата У мезозойской рептилии нашли признаки пубертата

Половое созревание у окаменелых амниот описали впервые

N+1
10-летний мальчик после спуска с горки в США остался без головы! Трагичная история 10-летний мальчик после спуска с горки в США остался без головы! Трагичная история

Калеб Шваб буквально лишился головы из-за неудачного спуска с водной горки

ТехИнсайдер
Домик в деревне: почему фермерские продукты не всегда лучше промышленных Домик в деревне: почему фермерские продукты не всегда лучше промышленных

Отличается ли фермерская продукция от промышленной?

Forbes
4 причины, по которым у женщин болит спина: найди и устрани свою! 4 причины, по которым у женщин болит спина: найди и устрани свою!

Самые распространенные причины болей в спине

VOICE
«Это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь» «Это наживается нервами десятилетий, а конфискуется в одну ночь»

Александр Солженицын о правилах выживания

Weekend
Чтение выходного дня: фрагмент книги «Бархатная кибитка» Павла Пепперштейна Чтение выходного дня: фрагмент книги «Бархатная кибитка» Павла Пепперштейна

Отрывок из интеллектуально-биографического лабиринта «Бархатная кибитка»

Правила жизни
За мороженым За мороженым

Лето, солнце и пломбир в стаканчике делают нашу жизнь еще прекраснее!

Лиза
Разумозамещение Разумозамещение

Искусственный интеллект в финансовой сфере

Деньги
Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья Пора на дачу — грядки полоть! 5 причин, почему работать в огороде полезно для здоровья

Садоводство — настоящая тренировка для ума и тела, если правильно им заниматься

ТехИнсайдер
Только для женщин Только для женщин

Симптомы, которые сигнализируют, что тебе срочно нужно на прием к гинекологу

Лиза
Не такие, как все: 5 животных, у которых кровь не красного цвета Не такие, как все: 5 животных, у которых кровь не красного цвета

От чего зависит цвет крови у животных и у кого она самого странного цвета?

ТехИнсайдер
Некоронованная правительница Франции: кем была маркиза де Помпадур Некоронованная правительница Франции: кем была маркиза де Помпадур

Какое значение в истории Франции сыграла маркиза де Помпадур?

Forbes
Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности Без вины виноватый: защищаемся от субсидиарной ответственности

Что такое субсидиарная ответственность и как от нее защититься

Inc.
Готовимся к отпуску: как правильно чистить чемодан Готовимся к отпуску: как правильно чистить чемодан

Как правильно почистить чемодан из ткани и из пластика

ТехИнсайдер
«Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз «Людей нужно где-то кормить»: почему регионы переживают бум ресторанных франшиз

Как развивается российский общепит в регионах

Forbes
В большой депрессии выделили когнитивный биотип В большой депрессии выделили когнитивный биотип

Ученые предложили выделить биотип большого депрессивного расстройства (БДР)

N+1
Покупатели были в гневе: как в жизни Барби появился Кен – неизвестные страницы культовой истории любви Покупатели были в гневе: как в жизни Барби появился Кен – неизвестные страницы культовой истории любви

Барби и Кен: история взлетов и падений

VOICE
Пино-нуар со дна Черного моря Пино-нуар со дна Черного моря

Как Андрюсу Юцису удается создавать легкое вино в жарком климате

СНОБ
Кадры технологического рывка Кадры технологического рывка

Импортозамещение и промышленный рост обострили кадровый голод в экономике

Эксперт
Герой триллеров: 5 лучших аудиокниг легендарного Джона Маррса Герой триллеров: 5 лучших аудиокниг легендарного Джона Маррса

Отправляемся в мир историй, леденящих душу!

Maxim
Как стать донором и что можно пожертвовать нуждающимся Как стать донором и что можно пожертвовать нуждающимся

Гид по разным опциям донорства, доступным в России

СНОБ
Открыть в приложении