«Последняя дуэль» Ридли Скотта: эпик о феминизме в средневековом обществе
18 ноября в России состоялась премьера нового фильма «Последняя дуэль» Ридли Скотта. Специально для Forbes Life кинокритик Артур Завгородний рассказывает, как режиссер поставил исторический эпик об изнасилованной женщине во Франции XIV века, и почему голливудского классика рано списывать со счетов
Первое, о чем задумываешься , посмотрев новую картину Ридли Скотта, — как удачно режиссеру удалось «закольцевать» свою фильмографию: свою карьеру он начинал с ленты «Дуэлянты» и в 2021 году пришел к фильму «Последняя дуэль». Хотя новая картина — совсем другая история. «Последняя дуэль» в отличие от дебюта режиссера — это костюмная мелодрама без романтики, которая говорит не столько о прошлом, сколько о настоящем, ведь у Скотта эпоха имеет значение только как декорация.
Сюжет фильма, основанного на монографии Эрика Джагера, которая посвящена поединку между нормандским рыцарем Жаном де Карружем и его соседом-насильником Жаком Ле Гри, разбит на три главы: «Правда Жана де Карружа», «Правда Жака Ле Гри» и «Правда Маргерит де Тибувиль». Повествование ведется от лица разных героев истории: сначала показан мужской взгляд, а потом женский, и именно последний объявлен правдой. Скотт традиционно уходит в разговор о вечном, рассказывая о феминизме в средневековом обществе, где любовь и ненависть ведут к дуэли не на жизнь, а на смерть — дело чести.
В центре сюжета — два товарища, военные Жан де Карруж (Мэтт Деймон) и Жак Ле Гри (Адам Драйвер). Один проливает кровь за короля, чтобы оплачивать долги, другой же ведет праздную жизнь при дворе хвастливого графа Пьера, опьяненного вином и женщинами. Покрытый шрамами Жан женится на прекрасной Маргерит, получает ее приданое, а когда отправляется в Париж по делам,