Роган Браун создает из бумаги огромные колонии вымышленных микробов

Популярная механикаКультура

Выдуманная природа Рогана Брауна

Роган Браун вырезает из бумаги многослойные скульптуры, напоминающие одновременно фотографии микроскопических объектов, плоды растений и кристаллы минералов, и заставляет вспоминать, где вы все это видели.

Текст: Анастасия Шартогашева

«Микроб в разрезе» (Cut microbe). В длину чуть больше 112 см, что делает скульптуру примерно в 500 тыс. раз больше реальных бактерий. При таком увеличении неизбежно отклонение от оригинала, однако главное показано довольно точно: длинные жгутики и реснички, которые бактерии используют для движения в жидкости, и ворсинки, которыми они крепятся к стенке кишечника.

Имя: Роган Браун.
Страна: Великобритания
Жанр: научно-фантастическая скульптура Материалы/инструменты: бумага, лазер, скальпель

Англо-ирландский художник Роган Браун называет себя наследником романтиков – поэтов и художников XVIII–XIX веков, Байрона и Блейка. «Они считали, что человек реализуется не через рациональное мышление и науку, а через созерцание, в том числе маленьких чудес. "Небо синее – в цветке, в горстке праха – бесконечность; целый мир держать в руке, в каждом миге видеть вечность", – Уильям Блейк писал это накануне промышленной революции, которую воспринимал как прекращение древних, глубоких отношений человека с природой. Какая ирония: по-настоящему увидеть чудо в песчинке удалось как раз с помощью рационального познания, с помощью науки», – рассуждает Браун в эссе для Scientific American.

Браун наследует и романтическую диалектику, интерес к страшному и опасному в природе. Двести лет назад его кумиры-романтики любовались бурями, разрушительной силой естественного. Браун делает, в общем, то же самое: берет сделанную электронным микроскопом фотографию болезнетворной бактерии и воспроизводит ее бесчисленные флагеллы, в нужный момент пренебрегая строгостью копирования ради красоты.

Что такое эта красота, Браун не знает, хотя разобраться пытался – он, например, иногда ссылается на известного британского нейробиолога Самира Зеки, который всю жизнь посвятил вопросу о том, как мозг отделяет прекрасное от всего остального. Зеки заключает, что у представления о красоте есть нейронный коррелят, он даже указывает на самый важный момент в обработке информации зрительной корой мозга.

В это мгновение расходятся пути картинки, воспринимаемой как красивая, и уродливых изображений. Что именно происходит в мозгу, Зеки не знает (и никто не знает), и Браун облегченно вздыхает: «К счастью, красота остается загадкой».

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении