Воздушные замки Томаса Сарацено
Аргентинский художник Томас Сарацено больше всего на свете любит две вещи – облака и пауков. Он постоянно строит воздушные замки – настоящие, с домами-пузырями, в которые можно войти. А еще он завел у себя в студии целую лабораторию по изучению пауков и их паутины и с их помощью создает сложные и поразительные пространства.
Этой осенью и вплоть до декабря у москвичей и гостей столицы есть редкая возможность полюбоваться работой Томаса Сарацено в России. Она выставлена в Музее современного искусства «Гараж» в парке Горького: в темной комнате стоит стеклянный куб, а в нем соприкасаются фронтальными плоскостями две объемные паутины: одна нерегулярная и крупноячеистая, вторая – наоборот. Они сплетены пауками разных видов в лаборатории по изучению арахнид при студии Сарацено в Буэнос-Айресе.
Во-первых, это красиво. Во-вторых, это дает некоторое представление о том, чем занимается один из самых необычных художников современности – а занимается он главным образом созданием новых пространств. Для этого он изучает все, что летает, – в том числе пауков. Эти уникальные животные, не имея крыльев, иногда преодолевают по воздуху большие расстояния, пользуясь своими паутинками как парусом. Впрочем, дело не только в их способности летать – скорее в их умении преобразовывать окружающий мир, создавать в нем новые связи и задавать свою геометрию.
Воздушные замки
По образованию Томас Сарацено архитектор, а по призванию скорее изобретатель – в том же смысле, в котором был изобретателем его кумир, американский философ Бакминстер Фуллер. Фуллер прославился своими геодезическими куполами – гигантскими сферами футуристичного вида. Вслед за ним Сарацено сооружает конструкции из стержней и пленок, заполняет ими открытые и закрытые музейные пространства.