Техпарад
Транспорт: Утюг морей
«Как утюг» плавают норвежские суда класса Ramform: их треугольный корпус и волнообразное плоское дно обеспечивают гладкое, тихое скольжение и значительно снижают качку, что необходимо для гидролокации и сейсмической разведки.
Начиная с 1995 года в Баренцевом море то и дело появляется норвежское разведывательное судно FS Marjata III – настоящая головная боль для российского северного флота.
Для большей эффективности сейсмических и гидроакустических инструментов корпус имеет необычную дельтовидную форму, которая повышает стабильность и понижает шумность хода машины. Изобретенную Роаром Рамде конструкцию оценили и норвежские геологи: в 2012–2017 годах по заказу компании Petroleum Geo-Services (PGS) судостроители японской Mitsubishi Heavy Industries спустили на воду четыре новейших судна сейсмической разведки класса Ramform Titan. Широчайшая 70-метровая корма вмещает 24 барабана с кабелями сейсмокос длиной до 7–8 км. Их общая масса достигает 220 т, однако два двигателя и три мощных винта позволяют судну тянуть сеть за собой на скорости до 4,5 узла. Минимальная качка и тишина обеспечивают точные сейсмические измерения для морской геологоразведки.
Экзоскелеты: Железные руки
Компания Sarcos Robotics передала досерийные прототипы экзоскелета Guardian XO для испытаний в ВВС, ВМФ и Командование специальных операций (SOCOM) ВС США. Система облегчает манипуляции с грузами: стандартная версия позволяет работать с массой до 36 кг, вариант MAX – до 90 кг. Разработка Guardian XO ведется уже более 17 лет, и сообщается, что нынешнее поколение экзоскелета полностью снимает нагрузки на конечности и поясницу, позволяя носителю получить «силу автопогрузчика даже при самом слабом касании». Но главной сложностью стало обеспечение энергетической независимости системы. Первый прототип использовал гидравлические механизмы и потреблял до 6000 Вт, нуждаясь в питании через кабель. Сегодня экзоскелет расходует не более 400 Вт, а бортовые аккумуляторы обеспечивают ему до восьми часов непрерывной работы без проводов.