Средний Запад Джона Лопеса
- Имя: Джон Лопес
- Возраст: 45 лет
- Город: Леммон (Южная Дакота, США)
- Образование: Государственный университет Блэк-Хилс
Южная Дакота – сердце среднего запада. Это ковбои и фермеры, поля и пастбища, полные стадами бизонов и быков. Это смутная память о схватках с воинственными индейцами сиу – и окаменелые кости динозавров, которые некогда царили на его великих равнинах. Все это ушло в землю, возвращаясь лишь иногда, в виде бесчисленных историй, которые ковбои так любят рассказывать, сидя у костра.
Скульптор Джон Лопес здесь у себя дома. Вся его жизнь, как и жизнь поколений его предков, сосредоточена на фермах и ранчо вдоль берегов Гранд-Ривер, притока великой реки Миссури. Здесь вел борьбу знаменитый вождь Сидящий Бык, отказавшийся подчиняться власти «бледнолицых». Здесь переселенцы, впервые повстречавшие целые моря бизонов, безжалостно забавлялись стрельбой по этим могучим животным – и, оставляя горы их тел, двигались дальше, туда, куда манила их очередная «золотая лихорадка». Выбеленные временем кости копытных здесь насыпаны поверх окаменелых останков тираннозавров.
В скульптурах Лопеса прошлое повторяется, и над пространством Великих равнин снова поднимаются рога бизонов и зубастые пасти древних ящеров. Их тяжеловесные фигуры, сваренные из старых металлических деталей, покрыты грубой ржавчиной и выглядят как памятники – не только животным, но и поколениям людей, которые жили и трудились в прерии.
Лошади остаются одним из символов этих мест, а порода морган – гордостью всего Среднего Запада. Это одна из первых пород, выведенных в Северной Америке, красивая, универсальная, подходящая и для работы в поле, и для битвы. В годы Гражданской войны в США ее использовали и конфедераты, и южане – как ездовых, упряжных и кавалерийских лошадей. Упряжным конем служил и легендарный Блэк Хоук, производитель, ставший родоначальником целой ветви морганов и в лучшие годы пробегавший с повозкой по 50 миль ежедневно. Да вот он – полтора века спустя – в грубом металле скульптуры. «“Блэк Хоук” – наверное, одна из самых важных моих работ, – рассказал нам Джон Лопес. – Это “рабочая лошадка”, тянущая плуг: голова опущена, чувствуется, что конь вкладывает в труд весь свой вес... Скульптура вызвала большой отклик у публики, сейчас она стоит в Нью-Гэмпшире, у входа на фермерский рынок».
Такие образы, знакомые скульптору с детства, стали главной темой его творчества, и первое признание Лопес получил благодаря серии бронзовых композиций на темы американского Среднего Запада. «Вырос я на западе штата, на ранчо, где разводили овец и лошадей. Детство провел, ухаживая за жеребятами и готовя их к ежегодной осенней выставке-продаже, – продолжает Джон Лопес. – Но уже тогда рисовал очень много, почти постоянно, и много возился в мастерской».