Он ищет газ и нефть для России. А «ПМ» идет к нему в гости

Популярная механикаНаука

Один день с Нептуном

Текст: Олег Макаров

В сотнях миль от обитаемой земли, в самом сердце Баренцева моря идет корабль, оглушающий воду ритмичными выстрелами. Другие суда в этих краях ходят редко, однако и те стараются держаться подальше от необычного корабля. Он движется неспешно, но не может остановиться даже на несколько минут, иначе вся работа пойдет насмарку. Он ищет газ и нефть для России. А «ПМ» идет к нему в гости.

Выходим из заполярного норвежского Киркенеса, спрятавшегося в глубине фьордов. Пока российское научно-исследовательское судно Western Neptune («Западный Нептун») безотрывно работает в Баренцевом море, оно, как, например, и МКС, нуждается в регулярных визитах кораблей снабжения. Судно-бункеровщик Marianne-G, зафрахтованное вместе с экипажем у голландской компании, берет на борт 500 с лишним тонн дизельного топлива (этого хватит «Нептуну» недели на две) и разные другие съестные и несъестные припасы. Капитан «Марианны» – одессит, старпом – крымчанин, все остальные – филиппинцы, чьи лица цвета какао разнообразят чарующее северное недоцветье. Пока идем по заливу, вода за бортом коричневая, похожая на речную, но, как только берега расступились, под пеной волны заиграл аквамарин. До встречи с «Нептуном» сутки с половиной.

Тяжелая экипировка

Чтобы подняться на борт «Нептуна», придется воспользоваться FRC (Fast Rescue Craft) – маленьким оранжевым спасательным катером, который имеет ответное крепление для гака корабельного крана. Как происходит пересадка, нам уже показали в учебном видео, но что будет на практике, пока непонятно. От Киркенеса идем в сплошном тумане, к вечеру второго дня плавания высота волн достигла 2,5 м. «Марианну» закачало, и наше передвижение по коридорам стало напоминать возвращение домой после развеселого тимбилдинга. Около часа ночи капитан сказал, что при такой волне о пересадке нечего даже и думать. Появился верный шанс помахать «Нептуну» ручкой и отправиться в обратный путь.

Но утром море почти успокоилось и небо посветлело. А вот и «Нептун»! От характерного силуэта судна, тянущего за собой целый пучок тросов, отделился яркий огонек. Пересадка состоится – к нам мчится FRC. Но прежде чем вступить на его борт, придется себя изрядно помучить. Говорят, попадание в арктическую воду в обычной одежде оставляет человеку примерно пять минут жизни. Так что извольте натянуть на себя плавучий гидрокостюм (а без привычки он ох как плохо натягивается), специальный нашейный поплавок со спутниковым маяком и каску (чтобы смягчить последствия удара кранового гака по голове, если вдруг этот удар случится). 600 м до «Нептуна» стали первым по-настоящему свежим впечатлением. Когда кран вознес нас вместе с катером к входу на палубу, после «Марианны» – и уж тем более юркого легкого FRC – «Нептун» показался островом тверди. Судно с осадкой 8 м такое волнение просто не считывает, тут ощущаешь себя как на круизном лайнере или в отеле… но не совсем. Уже в столовой, где в тот день подавали сногсшибательный суп с белыми грибами, вкуснейшую рыбу в кляре и массу других яств, от которых разбегаются глаза, чувствуешь гулкие удары, доносящиеся откуда-то снизу. «Нептун» работает.

Причаливание FRC к борту корабля, продолжающего ход, – непростая операция. Сначала катер берется «на прицеп» с помощью троса, а затем подцепляется крановым гаком и поднимается на уровень палубы.

Косы и эхо

Сейсморазведочное судно Western Neptune, построенное в конце 90-х, вело работы по всему миру в интересах своего владельца WesternGeco и недавно было приобретено компанией «Севморнефтегеофизика» (СМНГ), входящей в холдинг «Росгеология». Это самый современный корабль такого типа, находящийся в собственности российской организации. Его функция – сейсморазведочная 3D-съемка. В данном случае речь идет о геологоразведке на шельфе в зоне хозяйственной деятельности РФ. Как это происходит? За кормой «Нептуна», двигающегося непрерывно и с постоянной скоростью, тянутся, уходя в воду, шесть шлангов длиной по 600 м каждый. По шлангам на пневмоисточники, или, как их тут называют, пушки, под высоким давлением подается воздух. С прецизионной синхронностью через определенный промежуток времени «пушки» выстреливают сжатым воздухом и создают звуковую волну, которая, пронизывая воду, уходит в толщу дна. На своем пути волна встречает границы между геологическими слоями разных плотностей. Наткнувшись на границу, она частично от нее отражается, а частично проникает дальше, при этом преломляясь. Затем она встречает новую границу, и все повторяется. Отражения волны от разных слоев попадают на чувствительные гидрофоны, закрепленные на так называемых сейсмокосах. Косы – наполненные гелем погружаемые в воду зонды – буксируются на глубине 8 м за кораблем, только длина их не 600, а 6000 м. Сейчас у «Нептуна» таких кос 12 (хотя он рассчитан на 16). Поскольку эхо с разных глубин приходит не одновременно,

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Лыжники с небес Лыжники с небес

Самолеты на лыжах, пожалуй, еще большая экзотика, чем гидросамолеты

Популярная механика
Осенняя хандра Осенняя хандра

Добавьте в свое ежедневное расписание больше света и движения

Psychologies
Летающий автомобиль Атаманова Летающий автомобиль Атаманова

Пятиместный автомобиль, первый полет которого планируется уже в сентябре

Популярная механика
Черная полоса Черная полоса

Бывает, что неприятности и проблемы начинают сыпаться как из рога изобилия

Лиза
Генерал-рекетмейстер Генерал-рекетмейстер

Единственный портрет Боровиковского, разгадка которого заняла более полувека

Дилетант
Про уродов и людей Про уродов и людей

Если дети на улице при виде вас начинают рыдать, не отчаивайтесь!

GQ
Идея! Идея!

Кататься на лыжах на юге, со­здать себе двойника, одевать­ся зимой по-летнему

Maxim
Новый ум короля Новый ум короля

Как создаются лучшие системы машинного обучения в мире

Популярная механика
Мартин Скорсезе Мартин Скорсезе

Великий режиссер Мартин Скорсезе — о мафии, вере и чувстве юмора

Playboy
Так ли опасен Darknet? Так ли опасен Darknet?

Даркнет стал восприниматься как неконтролируемое место торговли наркотиками

CHIP
Алхимик Тони Алхимик Тони

Один из самых прогрессивных миксологов мира Тони Конильяро

The Rake
Чудеса, да и только? Чудеса, да и только?

Удивительные совпадения и счастливые случайности

Psychologies
Великий неудачник Великий неудачник

Черчилль терпел поражения чаще, чем одерживал победы

Дилетант
Что же будет с Родиной и с нами Что же будет с Родиной и с нами

Пять главных вопросов нового политического сезона

Русский репортер
Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку! Мария Берсенева: Нельзя держать душу нараспашку!

Интервью с актрисой, снявшейся в детективе «Майор и магия»

Лиза
Валерий Боровинских: Грехи моей молодости Валерий Боровинских: Грехи моей молодости

Спустя несколько лет выслушал от народной артистки много обидных слов

Караван историй
Франкфурт-2017 Франкфурт-2017

Основная масса новинок Франкфуртского автосалона – электромобили и кроссоверы

АвтоМир
Костюм решает все Костюм решает все

Лишь на первый взгляд кажется, что облик власти до крайности консервативен

The Rake
Политика — зашквар Политика — зашквар

Могут ли видеоблогеры изменить страну и мир

Русский репортер
Правила жизни Сергея Бодрова младшего Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Правила жизни Сергея Бодрова младшего

Esquire
10 хитростей, чтобы взбодриться осенью 10 хитростей, чтобы взбодриться осенью

Меньше тепла и солнца, больше стресса. Осенью падает не только температура и листья с деревьев, но и наш жизненный тонус. Журналист и писатель Изабель Артюс делится способами, как не дать ему снизиться до нулевой отметки.

Psychologies
Как в шелках Как в шелках

Уже две тысячи лет словосочетание «шелковый путь» заставляет сердца биться чаще

GQ
Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств? Стоит ли верить громким обещаниям косметических средств?

Кремы, разглаживающие морщины и возвращающие коже юношескую упругость, тушь, усиливающая рост ресниц, гель, сокращающий объемы бедер… Насколько стоит верить громким обещаниям косметических средств?

Psychologies
Генсек-денди Генсек-денди

Фрагменты книги Анастасии Юшковой «Александр Игманд: "Я одевал Брежнева..."»

The Rake
Toyota Prius Toyota Prius

Prius интересен широкой аудитории. Однако для многих новый непозволительно дорог

АвтоМир
Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом Удовольствие vs страдания: современные технологии работы с телом

Мы привыкли считать, что чем труднее нам дается движение к результату, тем выше должно быть вознаграждение. Ту же формулу применяют и к здоровью: чем утомительнее упражнение и чем болезненнее процедура, тем быстрее наступит оздоровление. Откуда взялась эта идея и правдива ли она? Размышляет специалист по китайской медицине Анна Владимирова.

Psychologies
Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске» Ксения Безуглова: «Я стала очень независимым человеком на коляске»

Девять лет назад в результате аварии Ксения Безуглова лишилась возможности ходить. Как ни парадоксально, благодаря травме перед ней открылась новая яркая жизнь. Сейчас Ксении 34 года, она воспитывает троих детей и руководит благотворительным фондом «Все возможно».

Psychologies
Освободиться от миражей Освободиться от миражей

Как не заблудиться в мире возможностей и найти свое настоящее предназначение

Psychologies
Вылететь в трубу Вылететь в трубу

Илон Маск и его инженеры-иммигранты создают будущее наземного транспорта

Playboy
Лето звездный Лето звездный

Джаред Лето признается в любви к русским женщинам и выбирает свой аромат

Vogue
Открыть в приложении