Лучшее оружие для практической стрельбы без альтернативы
Мы начинаем разговор, во время которого Всеволод Ильин извлекает из чехла свое чемпионское ружье «Сайга-12» исп. 340. На мгновение все замолкают – ружье поражает своими идеальными пропорциями и мощью. Собственно, ради него – лучшего в мире гладкоствольного оружия для практической стрельбы – мы и собрались в редакции «Популярной механики».
Практическая стрельба, имеющая боевые корни, – один из самых молодых и зрелищных видов стрелкового спорта. Его главная цель – выработка приемов, наиболее полно отвечающих различным случаям применения огнестрельного оружия полицейскими и специальными подразделениями мира. Именно поэтому практическая стрельба – «домашний» вид спорта спецназа и полиции. Ее девиз – Diligentia–Vis–Celeritas – довольно точно отражает и требования к оружию для этой дисциплины – Точность–Мощность–Скорость.
Дело – труба
Из трех видов оружия, применяемых в практической стрельбе – пистолет, карабин и ружье, – в нашей стране в силу законодательства наиболее распространено последнее. Так как применение оружия большой мощности поощряется очками, калибр у ружей для практической стрельбы максимальный – 12-й. За скорость отвечает автоматика – вручную за ней не угонишься. Главным камнем преткновения стала скоростная перезарядка. Из военной практики ясно, что лучше всего использовать коробчатые магазины. Проблема была в том, что ружья с коробчатым магазином – экзотический и сложный продукт, который мало кто реализовывал. Экспериментировали с ними лишь две компании – немецкая Heckler & Koch, разрабатывающая для армии США Close Assault Weapon System (CAWS), да маленькая итальянская Franchi, выпускавшая небольшим тиражом гладкоствольный автомат SPAS-15, продававшийся и в России. Эти ружья были запредельно дорогими, причем у SPAS-15 имелись неустранимые родовые проблемы – телескопические пружины, которые терлись друг о друга во время работы и ломались. Главная проблема заключалась даже не в работе автоматики, а в магазинной подаче. В мире почти нет производителей, способных решить задачу с надежной подачей охотничьего патрона из коробчатого магазина: в зависимости от производителя у патронов разные длина, юбка, форма, закатка, навеска пороха, а также разное снаряжение: пуля, дробь или картечь. Зато охотничьи патроны очень легко подать из трубчатого подствольного магазина – просто бросить пружиной назад на лоток. Именно поэтому изначально в практической стрельбе использовался подствольный магазин. Были придуманы и способы скоростной зарядки с помощью экзотических специальных приспособлений. Использовались спидлоудеры – трубки с предзаряженными патронами, до восьми штук, со специальным поршнем. На бедре стрелка, как колчан, была закреплена специальная сумка со спидлоудерами, он переворачивал оружие, выхватывал спидлоудер и пытался быстро попасть в зарядное отверстие, заряжал, выбрасывал использованную трубку и возобновлял стрельбу. Эта система была очень распространена, пока в 2003 году не появились ружья с коробчатым магазином.
Из магазина
Исторически первым отлаженным ружьем с коробчатыми магазинами стала «Сайга» разработки «Ижмаша» (с 2013 года переименованного в Концерн «Калашников»). Она уникальна тем, что удалось добиться надежной подачи из магазина разных видов патронов. Была очень точно подобрана геометрия магазина, подавателя и переработана конструкция узла подачи. Это очень сложная и ответственная инженерная задача, от которой в первую очередь зависит надежность работы ружья с коробчатым магазином. Нужно очень точно позиционировать магазин, соблюдать углы выхода патронов, следить, чтобы ранты патронов не заскакивали друг за друга, и обеспечивать оптимальную траекторию подачи патронов. Коллектив конструкторов успешно справился с задачей. На уровень этой команды указывает тот факт, что в их число входил Геннадий Никонов, легендарный конструктор автомата АН-94 «Абакан». «Сайга» только внешне напоминает автомат Калашникова, это сходство старались подчеркнуть из маркетинговых соображений. На самом деле это совсем другое оружие, отличающееся и конструкцией затвора, и принципом работы автоматики. На автоматах Калашникова стоит система газоотвода с длинным ходом поршня, а на гладкоствольных ружьях «Сайга» ход поршня короткий. Охотничьи патроны, в отличие от военных, очень разносортные – они снаряжаются разным порохом, с разными навесками и имеют, соответственно, разные импульсы. Все это может существенно влиять на надежность работы автоматики. В этой ситуации газовый двигатель «Сайги» с коротким ходом поршня работает надежнее, к тому же такая схема позволяет значительно уменьшить загрязнение ствольной коробки пороховыми газами.