В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд

Популярная механикаОбщество

Компьютер с пушкой

Текст: Александр Грек

В мире существует пара танков, вокруг которых ходит множество легенд. Это израильский «Меркава» и французский Leclerc. С одной стороны, их воспевают как непревзойденные образцы современного танкостроения, с другой – ругают, приводя в качестве довода факт, что практически нигде, кроме самих стран-производителей, эти танки на вооружении не стоят. Оставим пока израильский танк и поговорим о французе.

О Leclerc серьезно заговорили в 1993 году, когда концерн неожиданно для всех выиграл международный конкурс на поставку танка в Объединенные Арабские Эмираты, обойдя традиционных производителей из России, США и Германии. Скандальный оттенок этой истории придавало и то, что танк был практически сырой и доводился уже после поставки – за деньги заказчика. Революционный для западной школы танкостроения Leclerc очень сложный и дорогой: цена одной машины составляла около 8 млн долларов (для сравнения, американский Abrams М1А2 оценивался в 6 млн долларов, германский Leopard 2A6 – в 5 млн, а за российский Т-90С просили и того меньше – 2 млн). Впервые среди западных танков был применен автомат заряжания, что позволило уменьшить экипаж до трех человек, но самой главной фишкой был принципиально новый уровень информационной интеграции и компьютеризации. Все системы боевой машины были завязаны на единую информационно-управляющую систему (ИУС), а бортовой компьютер полностью контролировал работу комплекса вооружения, трансмиссии, двигателя и прочих многочисленных танковых систем. Система в реальном времени передавала командованию все данные о координатах, расходе топлива, боеприпасов, а до командира танка доводила боевые задачи. Одни специалисты полагали, что Leclerc сильно опередил время, другие считали его излишне сложной для боевых действий машиной, своего рода бронированным компьютером на гусеничном ходу. Необкатанность в реальных условиях и космическая сложность помешали французскому танку получить большее распространение, и к 2010 году производство этих машин было прекращено. Всего было поставлено 406 танков во французскую армию и 388 – в армию ОАЭ.

Проверка боем

Долгое время ничего хорошего о Leclerc слышать не приходилось, в основном описывались излишняя сложность и частые отказы на ранней стадии – ничего другого и быть не могло, так как танки обкатывались уже в войсках, где вылезали многочисленные «детские болезни». Однако успешный дебют французских танков в Йеменском конфликте заставил вновь заговорить о Leclerc. В конфликте участвовало около 80 танков ОАЭ, и, несмотря на интенсивный обстрел в городских условиях, ни один танк потерян не был. Для примера, в тех же условиях Саудовская Аравия потеряла в Йемене около девяти танков Abrams. Не лучшим образом проявили себя в боях против ИГИЛ (запрещено в РФ) турецкие Leopard 2A4 (потеряно более десяти машин) и иракские Abrams M1А1, большинство из которых были уничтожены устаревшими советскими противотанковыми гранатометами и комплексами.

Leclerc превосходно защищен с фронтальной проекции, но для войны в Йемене его дополнительно оснастили комплектом оборудования для боевых действий в городе AZUR (Actions en zone urbaine). Танк получил бортовые экраны из композитной брони, кормовую часть корпуса и башни закрыли противокумулятивными решетками, моторное отделение сверху было усилено дополнительным бронированием. Была установлена система о предупреждении приближения объектов к танку, в первую очередь вражеских солдат, которых эффективно уничтожали дистанционно управляемым 7,62-мм пулеметом и осколочными гранатами, разработанными для стандартного дымового танкового гранатомета. Был создан и новый снаряд 120HEF1, который мог использоваться не только как кумулятивный, но и как фугасный.

Опередивший время

Почти все описания Leclerc на русском языке – пересказ не совсем достоверных западных источников. Мало кто из наших соотечественников видел эти танки живьем, а еще меньше сидели внутри. Одним из них стал полковник запаса Сергей Суворов. В свое время он занимался обучением арабских экипажей и техническим обслуживанием новейших российских БМП-3, которые были закуплены Эмиратами, в бронетанковой школе армии ОАЭ, дислоцировавшейся в окрестностях Абу-Даби.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Броня легка Броня легка

Алюминиевые сплавы давно и прочно обосновались на бронемашинах

Популярная механика
28, Пётр и ослик 28, Пётр и ослик

Рассказ Григория Служителя — про путешествие в прошлое на троллейбусе

Afternoon Seasons of life
Как победить хищника? Как победить хищника?

Навыки выживания, необходимые для победы над расой идеальных охотников

Популярная механика
Атмосфера жизни Атмосфера жизни

Загородный подмосковный дом с интерьером вне времени

SALON-Interior
Когда погаснет БАК Когда погаснет БАК

Мегапроекты, которые придут на смену Большому адронному коллайдеру

Популярная механика
Трофейный ресурс Трофейный ресурс

Что получил СССР в качестве компенсации от Германии по итогам войны

Эксперт
Сколько можно спать? Сколько можно спать?

Еще несколько сотен лет назад европейцы спали дважды за сутки

Популярная механика
«Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину» «Болезни Империи. Как пытки рабов и зверства во время войн изменили медицину»

Почему во время Крымской войны большинство солдат погибало в госпиталях

N+1
Дело жизни Казуаки Харады Дело жизни Казуаки Харады

Японский художник Казуаки Хараде нашел свое дело почти случайно

Популярная механика
Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы Что делать, если угнали машину: полиция, страховая, кредиторы и эвакуаторы

Памятка на случай, если кража автомобиля уже произошла и пора действовать

ТехИнсайдер
Квантовое превосходство Квантовое превосходство

В IT сложилась предреволюционная ситуация

Популярная механика
Маршрут построен Маршрут построен

Как экономить на поездках в метро в разных городах России

Лиза
Любой каприз Любой каприз

Компьютерный дизайн материалов

Популярная механика
Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться» Слава: «Я всегда мечтаю о том, что может сбыться»

25 лет на сцене — певица Слава по праву может гордиться этим достижением

Добрые советы
Китайский Карлсон Китайский Карлсон

Самой сложной и красивой игрушкой в мире был радиоуправляемый вертолет

Популярная механика
Михалковы Михалковы

Династия Михалковых: от успеха в кино до признания в ресторанном бизнесе

Караван историй
Техпарад Техпарад

Новости мира науки

Популярная механика
«А он, мятежный, просит бури» «А он, мятежный, просит бури»

Самые опасные места океанов, как смогли их покорить. Беседа с Федором Конюховым

Вокруг света
_Не музыка еще, уже не шум _Не музыка еще, уже не шум

Как научить машину сочинять музыку и писать картины

Популярная механика
7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара 7 фруктов, которые нельзя хранить в холодильнике: мнение шеф-повара

Каким фруктам не место в холодильнике

VOICE
Точечный старт Точечный старт

История отечественного авиаконструктора – Владимира Мясищева

Популярная механика
VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии VR, алгоритмы Netflix и даже ChatGPT: 5 книг, которые предсказали современные ИИ-технологии

Книги, которыми (возможно) вдохновлялись Сэм Альтман, Стив Джобс и Билл Гейтс

Inc.
Живые огни Живые огни

К растительным настольным лампам и деревьям-фонарям ведет несколько путей

Популярная механика
Роли исполняли Роли исполняли

Несколько дримкаров, прошедших кастинги в популярные фильмы

Men Today
Землянам, до востребования Землянам, до востребования

Солнечную систему посетил объект, прилетевший к нам от другой звезды

Популярная механика
«Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве «Речь про свободолюбие, озорство какое-то»: художник Саша Браулов — о работе над обложкой «Правил жизни», вышивке как методе и здоровом хулиганстве

Художник Саша Браулов о вышивке как методе и силе доброты

Правила жизни
Пламенные моторы будущего Пламенные моторы будущего

Интервью с генеральным директором ЦИАМ Михаилом Гординым

Популярная механика
Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения Женщины выбирают вокал: как гендер влияет на музыкальные предпочтения

Влияет ли пол на музыкальные предпочтения?

Forbes
Без рулей и элеронов Без рулей и элеронов

Можно ли обойтись без таких привычных элементов самолета, как рули и элероны?

Популярная механика
Почему в жару отекают ноги и как снять отек Почему в жару отекают ноги и как снять отек

В чем причины отеков лодыжек и стоп в жару

РБК
Открыть в приложении