Авиационная планирующая бомба ПБК-500У «Дрель» готова к серийному производству

Популярная механикаОбщество

«Дрель» для бомбардировщика

Текст: Александр Калабин

В конце 2018 года в госкорпорации «Ростех» сообщили о завершении государственных испытаний авиационной планирующей бомбы ПБК-500У «Дрель». У этой бомбы довольно сложная предыстория. Ее разработка с переменным успехом велась в течение последних 20 лет. Несколько раз проект приостанавливали и возобновляли. И вот дочернее предприятие «Ростеха» НПО «Базальт», которое является разработчиком этого боеприпаса, заявило о готовности своего изделия к серийному производству. Первые контракты на поставку «дрелей» начнут заключать в этом году.

Новая авиабомба создана с прицелом на истребители пятого поколения Су-57, которые пока не приняты на вооружение. Однако универсальность боеприпаса заключается в том, что уже сегодня им можно укомплектовать действующие самолеты. Носителями «Дрели» могут быть стратегические бомбардировщики Ту-22М, Ту-160М2 и Ту-95МСМ, а также самолеты тактической авиации Су-25СМ3, Су-24, Су-35, Су-34 и Су-30СМ.

«Дрель» – это огромная бомба размером с небольшой легковой автомобиль. Длина боеприпаса составляет 3,1 м, а масса – 540 кг. Главное отличие ПБК-500У от обычных авиабомб в том, что ее не нужно сбрасывать непосредственно над целью. После запуска с носителя боеприпас может планировать на расстояние более 30 км. Это позволяет боевым самолетам уничтожать цели, не заходя в зону плотного зенитного огня.

AGM-154 JSOW (Joint Standoff Weapon). Самая известная управляемая планирующая бомба. Впервые была использована 24 января 1999 года в Ираке с палубного истребителя-бомбардировщика ВМС США F/A-18 для уничтожения комплекса ПВО. Также применялась авиацией ВМС США в Югославии.

Дешево и очень сердито

«Дрель» обладает всеми преимуществами авиабомбы, а при ее производстве использованы технологии малозаметности. В первую очередь это достигается за счет уменьшения эффективной площади рассеяния, что снижает ее радиолокационную заметность и делает практически невидимой для радаров. «Дрель» не имеет двигателя, не излучает тепла, поэтому не видна в тепловизионном диапазоне. Также она неуязвима для ракет с инфракрасной головкой самонаведения. Управляемую бомбу весьма сложно обнаружить, поэтому средствам ПВО трудно ее сбить.

На высоте около 250 м «Дрель» разделяется на 15 самонаводящихся суббоеприпасов массой 15 кг каждый. Это самостоятельные бомбы, в каждую из которых можно «прошить» отдельное боевое задание. На конечном участке траектории они отделяются от «Дрели» и спускаются на парашютах, получая целеуказания от радарных и инфракрасных сенсоров. Пилот может занести цель в головку самонаведения перед сбросом или во время полета. В ПБК-500У реализован принцип «выпустил – забыл», который избавляет оператора от необходимости сопровождать цель до ее поражения. Позиционирование и ориентирование в пространстве осуществляется при помощи системы ГЛОНАСС. В боеприпасе реализован специальный алгоритм, который позволяет сравнивать местность с данными электронной карты, занесенными в память бомбы. Альтернативный способ определения местоположения требуется тогда, когда системы радиоэлектронной борьбы глушат сигналы спутников.

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Рекомендуемые статьи

Кошка на пути домой Кошка на пути домой

Кошка на пути домой. От совершенного хищника к совершенному домашнему питомцу

Популярная механика
5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать 5 самых странных (но прикольных) видов велоспорта: вы точно захотите попробовать

Топ-5 самых необычных спортивных дисциплин с велосипедом

ТехИнсайдер
Мама, это не игрушки Мама, это не игрушки

Киберспорт – профессия, индустрия и бизнес будущего

Популярная механика
Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр Нажми на кнопку: фильмы по мотивам азиатских игр

Гид по экранизациям азиатских видеоигр

Правила жизни
Сон разумов Сон разумов

Гибернация – одна из ключевых технологий для пилотируемых экспедиций в космос

Популярная механика
От синтеза клетки до зрелого цветка От синтеза клетки до зрелого цветка

Как выращиваются орхидеи рода фаленопсис на базе тепличного комбината

Агроинвестор
Полeтит ли «черное» крыло? Полeтит ли «черное» крыло?

Будет ли перенесена дата запуска серийного производства самолета МС-21?

Популярная механика
Пресноводные русалки Пресноводные русалки

Когда-то давно, 200 тысяч лет назад, в Евразии появился необыкновенный зверь

Знание – сила
Механик в аду Механик в аду

Зонд AREE – никакой электроники, только старая школа и верная механика

Популярная механика
Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат Что делать и куда жаловаться, если вас сбил электросамокат

Как действовать в случае ДТП с электросамокатом

РБК
Человек и аромат Человек и аромат

Что мы знаем о природе парфюмерных композиций

Популярная механика
Будь в форме Будь в форме

Мы собрали семь причин, из-за которых вы никак не можете обрести фигуру мечты

Moodboard
Кто бы мог подумать: генеративный дизайн Кто бы мог подумать: генеративный дизайн

Придумывать дизайн будущего станут не люди, а компьютеры

Популярная механика
Франшиза: Что скрывается за этим словом? Франшиза: Что скрывается за этим словом?

Франшиза — идеальный рецепт успеха или сложная система с подводными камнями?

Наука и техника
Корни, пьющие нефть Корни, пьющие нефть

Скважины для нефте- и газодобычи стали высокотехнологичными сооружениями

Популярная механика
Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего Иван Соснин: Хочется находить крупицы хорошего

Режиссер Иван Соснин — о пути в кино, сказках и нейросетях в кинопроизводстве

Ведомости
К баллистическому будущему К баллистическому будущему

Траектория движения космических аппаратов строится с учетом разных соображений

Популярная механика
Больше движений! Больше движений!

Нужно больше двигаться, а не искать отговорки, почему не можешь

Y Magazine
Вояж на батарейках Вояж на батарейках

Долго ли нам осталось ждать пришествия электрической авиации?

Популярная механика
От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны От Тегерана до Потсдама: большая дипломатия в конце Второй мировой войны

Как Сталин, Рузвельт и Черчилль преодолевали взаимное недоверие

Монокль
Короли неба Короли неба

Реактивный моделизм не зря называют королевским видом спорта

Популярная механика
Романтика в большом городе Романтика в большом городе

Психология любви в условиях вечной спешки

Лиза
Армия 2020 Армия 2020

Ежегодная выставка «Армия» в парке «Патриот»

Популярная механика
Минус вайб Минус вайб

Чем опасно доверять написание кода нейросетям?

N+1
Выйти из тени Выйти из тени

В тени гигантов набирает силу новый экзотический цветок – космонавтика Индии

Популярная механика
Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры Индивидуалистка из СССР: как Айн Рэнд боролась с коммунизмом и создавала бестселлеры

Как Айн Рэнд, дочь аптекаря из Петербурга, смогла покорить США

Forbes
Раннее взросление Раннее взросление

История одной семьи, переданная в письмах

Знание – сила
«Мы не воюем, мы работаем» «Мы не воюем, мы работаем»

О службе в Афганистане и Чечне, а также о специфике работы советских погранвойск

Монокль
Пять штрихов к портрету «Афгана» Пять штрихов к портрету «Афгана»

Ключевые задачи и решения 40-й армии в Афганистане

Монокль
«Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации» «Нам пора сформулировать закон сохранения цивилизации»

Можно ли подружиться с умной машиной? Не может ли она вытеснить человека?

Знание – сила
Открыть в приложении