Половое воспитание: как современные сериалы говорят о сексе
От "Секса в большом городе" до "Полового воспитания": какие темы и под каким углом рассматривало современное телевидение.

Во время перемены старшеклассник вскочил на стол в школьном буфете, прокричал, что совершенно не собирается скрывать, что у него большой член и что он не чувствует себя в связи с этим монстром, и выпростал его из штанов. Камера зафиксировала это событие сзади — так, чтобы в кадр вошла голая попа парня.
Это рядовой эпизод из самого популярного и обсуждаемого сериала этого года, британского «Полового воспитания». Мы как-то пропустили тот момент, когда подобные эпизоды перестали нас шокировать (да и впечатлять) на домашнем экране. Еще 20 лет назад подобное было довольно трудно представить: малый экран, у которого совершенно бесплатно собираются всей семьей, традиционно был стыдливым, а прерогатива показывать вольности, оправданная «художественной необходимостью», была за большим кино.
В 1950-х супруги из самого рейтингового американского сериала «Я люблю Люси» на экране укладывались спать на отдельные односпальные кровати, соединенные общим изголовьем — и это при том, что их играли актеры, которые состояли в реальном браке . Слово «беременная» так и не осмелилось сорваться с губ Люсиль Болл — при том, что в положении была не только ее героиня, но и она сама.

Супруги впервые разделили телеложе только десять лет спустя, и то — только для разговоров в сериале «Моя жена меня приворожила», где жена по сюжету была колдуньей, чертовкой. Сексуальная революция 1970-х принесет на киноэкран страстные объятия, обнаженные детородные органы и слово fuck, но телевидение не пойдет дальше упоминания некоторых скользких тем, вроде аборта, и стыдливой женской наготы со спины в духе музейной живописи, как это было даже в нашем «Хождении по мукам» (1977).
Однако пройдет еще лет 15, прежде чем в телекадре появятся обнаженные части тела и скупо снятые сцены секса — в полумраке полицейских сериалов вроде «Полиции Нью-Йорка» и «Законов Лос-Анджелеса», где сам предмет расследований — грязное закулисье, подпольный бизнес — предполагал все же большую степень откровенности, чем позволял семейный телепросмотр.
Все изменило кабельное телевидение. Кабель — это плата, а платят взрослые, а там уж им решать как ограничивать доступ к каналам своим чадам. Так благодаря ослабленной цензуре появились смелые проекты, благодаря которым сегодня стали возможны такие сериалы как "Половое воспитание".

"Секс в большом городе" (Sex and the City, 1998-2004)
"Отчаянные домохозяйки" (Desperate Housewives, 2004-2012)
"Девочки" (Girls, 2012-2017)
Женщины первыми стали обсуждать в телеэфире то, о чем мужчины — в отношении женщин — болтали только в курилках и раздевалках. Сработали два взаимоисключающих фактора: набравшая достаточные обороты борьба за равноправие полов и общественная установка ladies first, воспринимаемая некоторыми группами как сексистская. Так с телеэкрана впервые зазвучали весьма подробные рассуждения о технике секса, и монолог Саманты о минете и о том, сколько физиологических неудобств он ей причиняет, повергал мужчин в молчаливую почтительность. Сначала в «Сексе в большом городе», а впоследствии и в «Отчаянных домохозяйках» и "Девочках" обнаженных мужчин стали показывать при совершенно ярком свете, а не в том полумраке, в каком это случалось в полицейских сериалах 1990-х.

"Клан Сопрано" (The Sopranos, 1999-2007)
"Сыны анархии" (Sons of Anarchy, 2008-2014)
"Настоящий детектив" (True Detective, 2014)
Мрачноватые криминальные саги кабельного телевидения живописали мужчин, распятых между традиционной моралью и нелегальным бизнесом. Живущему в таком напряжении требуется отдушина — поэтому Тони Сопрано зачастил в стрип-клуб и стал нашей замочной скважиной для подглядывания за танцующими на шесте женщинами.

Герою Чарли Ханнэма в байкерской эпопее «Сыны анархии» пришлось самому бросаться на амбразуру, ублажая во весь экран немолодых особ в обмен на их услуги по сбыту оружия. Потом ему это надоест, и он перекинет свой бизнес с огнестрелов на порноиндустрию, где ему самому не придется стараться — только командовать. Первый сезон «Настоящего детектива» уделял столько экранного времени демонстрации обнаженного женского тела и порочному сексу (Марти Харт, изменяющий жене с секс-работницами, и его жена, соблазняющая его напарника Раста Коула), что шоураннера сериала Ника Пиццолато даже обвиняли в мизогинии. Жесткий секс и цинично-потребительская демонстрация женского тела, за которой ходят в стрип-клубы не лучшего пошиба, — вот что принесли эти сериалы на телеэкран.