Политики, карьера которых закончилась следствием и судом
Большая политика – это всегда игра с большими ставками: на кону деньги, карьера, репутация, жизнь. А еще это большие соблазны, уступив которым, легко потерпеть фиаско.
Альберт Бэкон Фолл и скандал с Типот-Доум
До Уотергейта, ставшего архетипичным политическим скандалом и синонимом любых смутных политических историй, самым ярким случаем такого рода в США были события, произошедшие почти за полвека до того – во времена недолгого, но яркого правления президента Уоррена Гардинга. Гардинг, республиканец и выходец из штата Огайо, известный ловелас и большой любитель выпить (несмотря на действовавший в стране сухой закон), победил на выборах 1920 года, набрав впечатляющие 60 % голосов.
Придя к власти, он стал назначать на правительственные посты своих друзей и коллег из Огайо, и среди президентских выдвиженцев оказалось немало коррупционеров. Например, Чарльз Форбс (тезка основателя известного журнала) руководил Бюро ветеранов – на этом посту он запомнился грандиозными откатами, которые получал от девелоперов, выигравших тендеры на строительство госпиталей. Томас Миллер руководил департаментом неприятельского имущества и брал взятки у немецких компаний (напомним: дело было вскоре после окончания Первой мировой). А генпрокурор США Гарри Догерти, тоже друг президента, покрывал приятелей и тормозил все независимые расследования.
Громче всего прогремел скандал с министром внутренних дел Альбертом Бэконом Фоллом. Еще в начале XX века по распоряжению президента страны Военно-морскому флоту передали несколько месторождений нефти в районе Типот-Доум, штат Вайоминг, чтобы ВМФ не нуждался в горючем. Спустя годы президент Гардинг передал контроль над ними от флота Министерству внутренних дел. А Альберт Фолл не растерялся – и сдал эти месторождения дружкам из нефтедобывающих компаний по весьма заниженным ценам, за что был щедро вознагражден. В апреле 1922 года этот факт стал достоянием общественности – Фолл подал в отставку, был приговорен к году тюрьмы и стал, таким образом, первым членом американского правительства, угодившим за решетку. Все это нанесло сильный удар по репутации и популярности Гардинга – президент скончался от инфаркта через год после громкого скандала.
Анатолий Рейнбот и казнокрадство
Анатолий Рейнбот, московский градоначальник в 1906–1907 годах, с юности поднимался по бюрократическим ступенькам с необычайной легкостью. Начав службу поручиком в 1890 году, он за десять лет далеко продвинулся в звании и положении, дослужившись до чина офицера по особым поручениям при генерал-губернаторе Финляндии. К 38 годам стал генерал-майором и губернатором Казани, где успешно усмирял революционные выступления. Успехи Рейнбота не остались неоцененными: вскоре его назначили московским градоначальником, в его ведении была вся городская полиция.
Мнения о нем были разными. Одни говорили, что Рейнбот замечательно руководит полицией и смог успокоить взбудораженный Первой русской революцией город (рассказывали о случае, когда бомбист бросил смертельный снаряд прямо под ноги Рейнботу – бомба не взорвалась, и градоначальник лично задержал террориста). Другие подозревали его в неумеренной тяге к развлечениям и критиковали за скандальный брак – в 1907-м он женился на вдове миллионера Саввы Морозова Зинаиде.
Скорее всего, Рейнбот и правда был неплохим управленцем, и градоначальником его назначили за заслуги, а не за связи, но довольно скоро главной сферой его интересов и активностей стал городской бюджет. В итоге в 1907 году его деятельность приехала проверять сенатская комиссия из Петербурга – следствие обвинило Рейнбота в создании целой системы взяточничества и растрате казенных денег. От тюрьмы его спасло только заступничество жены и некоторых покровителей из элиты. Следующие годы он жил вместе с супругой в усадьбе в Горках, а после революции 1917-го следы его теряются – то ли был расстрелян большевиками, то ли погиб, сражаясь за белых на полях Гражданской войны.
Джереми Торп и заказное убийство собаки
Весной 1976 года британские газеты пестрели схожими заголовками: Джереми Торпа, лидера Либеральной партии Великобритании и одного из самых ярких политиков того времени, обвиняли в том, что в прошлом он имел отношения с мужчиной, а после расставания пытался его убить. Слухи об этом ходили давно, но доказательств не было, и СМИ не поднимали тему, опасаясь обвинений в клевете. Однако в 1976 году заговорил один из ближайших друзей политика, бывший парламентарий Бессел. И с этим было уже ничего не поделать – газеты было не остановить.