Политическая история: почему США признали геноцид армян
Под занавес 100 дней своего президентства Джозеф Байден принял историческое для США решение — признать массовые убийства и депортацию армянского населения в Османской империи в 1915 году геноцидом. Скорее всего, решение президента Байдена продиктовано не только и не столько моральными соображениями — оно может повлиять и на ситуацию в Турции, и даже на подготовку к новым президентским выборам в самих Штатах, считает политолог-американист Максим Сучков.
Решение Байдена предсказуемо вызвало восторг сторонников-демократов, скепсис критиков («Готов ли Байден признать теперь геноцид индейцев?») и возмутило Анкару. Министр иностранных дел Турции Мевлет Чавушоглу назвал его «основанным на чистом популизме».
Для армян всего мира это решение президента США — долгожданное торжество исторической справедливости. Кроме того, это важный психологический мотиватор для народа и страны, которые совсем недавно, осенью 2020-го, испытали горечь военного поражения от Азербайджана, — при этом Баку активно помогала Турция. Теперь армяне так же благодарны Байдену, как израильтяне — Трампу за перенос американского посольства в Иерусалим.
Для мировой политики, однако, решение Байдена носит как будто только символический характер. США не стали первыми, кто признал геноцид фактом, и само признание не влечет для Турции каких-либо юридических последствий. Отношения Вашингтона с Анкарой действительно на какой-то период станут «кислее», как обещают турецкие политики, но вряд стоит ожидать каких-то серьезных осложнений. В последние годы эти отношения и без того шли по наклонной, но, несмотря на сердитую риторику, вариантов серьезно ответить США у Турции не так много. Разве что в который раз достанется союзным американцам курдам: за несколько часов до заявления Байдена турецкие спецподразделения при поддержке с воздуха провели на севере Ирака наземную операцию — якобы против сил Рабочей партии Курдистана.
Однако, если практическая ценность этого решения для США невелика, почему Байден принял его именно сейчас, когда Турция сближается с Россией, а США хотят остановить этот процесс? Есть три версии.