Поколение T: как «Тинькофф» находит будущих сотрудников среди школьников
IT-специалистов высокого уровня российским компаниям не хватает. Что делать? Готовить специалистов самим, причем со школьного возраста (со старшекурсниками работать уже поздно), решили в группе «Тинькофф».
Каждую субботу Влад, десятиклассник из Брянска, встает в шесть утра, чтобы успеть на утренний поезд до Москвы. Два месяца назад подросток, страстно увлеченный программированием, оказался в числе слушателей курса «Алгоритмы и структуры данных» образовательного проекта для школьников Tinkoff Generation. В свой выходной день ему не в тягость преодолевать 400 км — в Tinkoff Generation он хочет прокачать свои навыки, чтобы выиграть Всероссийскую олимпиаду школьников. Победители состязания могут поступить в университет на профильное направление без учета результатов ЕГЭ.
Работать со школьниками группа «Тинькофф» начала летом 2018 года, надеясь восполнить нехватку IT-кадров на рынке. «Раньше выпускник Физтеха думал, куда бы ему пойти работать: к нам, в Mail.ru Group или «Яндекс». сейчас же конкуренция усилилась», — объясняет Константин Маркелов, вице-президент по бизнес-технологиям Тинькофф Банка. «Охоту» за айтишниками стали вести не только крупные игроки технологичного рынка, но и стартапы, а также представители других отраслей и органы государственной власти, которые взяли курс на цифровизацию. По данным HeadHunter, на одну вакансию в сфере IT приходится меньше трех резюме, тогда как средний показатель по другим отраслям — 5–6 резюме. «Университеты не справляются с потребностями рынка, поэтому компании стали привлекать и обучать более молодую аудиторию», — объясняет Андрей Кравченко, руководивший образовательными проектами в Avito.
Свои факультеты и кафедры в ведущих технических вузах страны есть у «Яндекса», «1С», Mail.ru Group, Сбербанка, Avito. В «Тинькофф» первые образовательные программы запустили семь лет назад — стали проводить кейс-чемпионаты, хакатоны и открытые лекции для молодых разработчиков. Потом открыли бесплатные финтех-школы в восьми городах для выпускников и студентов технических вузов, а затем свою магистратуру в МФТИ и спецкурсы в МГУ им. Ломоносова. Постепенно рубеж образовательных программ сдвинулся к ученикам 6–11-х классов. Работать со студентами 3–4-го курса уже поздно, объяснял на последнем Петербургском экономическом форуме основатель банка Олег Тиньков: «Они уже немножко не те люди, испорченный продукт».
Неиспорченный продукт
Для реализации проекта Tinkoff Generation Константин Маркелов переманил в команду человека, который несколько лет был в числе организаторов одних из самых масштабных школьных соревнований и руководил образовательным проектом для школьников в другой компании. Его имя вице-президент банка называть отказывается, опасаясь, что ценный кадр могут переманить конкуренты. Выбор в пользу такого специалиста был сделан неспроста. Отработать пилотную модель новоиспеченного проекта решили на «топовых ребятах» — участниках и призерах школьных олимпиад по математике и информатике. Таких «Тинькофф» насчитал около шестисот в Москве и области.
Курсы компании сосредоточены на том, чтобы выработать у ребенка необходимые для участия в олимпиадах навыки и помочь ему поступить в ведущие технологические вузы. «Успешные управленцы, аналитики, разработчики часто имеют олимпиадное прошлое», — уверяет Маркелов, который сам, будучи школьником, не раз участвовал в школьных соревнованиях. Таким образом компания планирует увеличить поток талантливых студентов, а в итоге получить как можно больше выдающихся кадров. Но останавливаться на олимпиадниках она не намерена, развивать интерес к отрасли и повышать качество образования в будущем планируется у всех учащихся средней школы.
Tinkoff Generation состоит из четырех программ: «Алгоритмы и структуры данных» и «Олимпиадная математика» для учеников 6–11-х классов, а также «Машинное обучение» и Deep learning для старшеклассников. Преподаватели проекта — студенты профильных вузов, среди них есть призеры чемпионата мира по программированию ICPC и золотые медалисты международной олимпиады для студентов по математике IMC. Также к работе привлекли сотрудников компании и преподавателей таких предметных школ, как «Летняя компьютерная школа», «Комбинаторика и алгоритмы» и др. «Для ребят важна околоолимпиадная тусовка, — объясняет Маркелов. — Чтобы их окружали люди, с которыми они будут на одной волне».