Поговорим о «Душе»: почему проекты студии Pixar нравятся всем
Режиссер и сценарист Антон Уткин размышляет о том, почему студию Pixar можно считать исключительной и каким получился ее новый проект — мультфильм «Душа».
«Душа», только что вышедшая в запоздалый и, будем честны, необязательный прокат — прекрасный повод поговорить о душе студии Pixar. Студии, которая за достаточно небольшой по меркам кинематографа срок полностью поменяла лицо мировой анимации. «Душа» — очередной успех в веренице безотказно успешных проектов Pixar. На этот раз — и, кажется, впервые в ее истории — прокатные сборы, срезанные карантинными ограничениями, окажутся меньше затрат на производство, но это и не страшно — Disney, владелец Pixar, сообщает, что только из-за «Души» заметно подскочили регистрации в стриминговом сервисе Disney+, так что общая экономика у проекта более чем сойдется, и его так или иначе посмотрят все, кого интересуют проекты студии.
Вообще довольно невероятно, что все прошлые задумки Pixar выходили в большой плюс — почему зрители всех возрастов раз за разом голосуют сердцем за их мультфильмы? Про Pixar есть и книжки, в том числе и самая известная, «Creativity, Inc.» Эда Катмулла, сооснователя студии, и выступления TED, и многочисленные интервью режиссеров и руководителей, но, кажется, основной секрет состоит в том, что тезис о том, что анимация — групповой спорт, в Pixar доведен до абсолюта. Когда Джона Лассетера, сооснователя и практически бессменного руководителя студии, на волне #metoo вежливо попросили доработать контракт и уволиться из-за жалоб на недопустимое поведение по отношению к сотрудникам, для проектов не поменялось ровным счетом ничего — как выпускали мультфильмы на грани безупречности, так и продолжили.
Вообще, в Pixar многие вещи происходят своим особым путем: у руля компании — режиссеры (в большом Голливуде — продюсеры), они же коллегиально придумывают проекты, обсуждают их в группе, выбирают под них сценаристов и затем запускают в сложное многоступенчатое производство — это напоминает скорее авторское кино, технологически и процессуально, тем не менее, доведенное до отраслевого совершенства. И, конечно же, разработка каждой истории начинается с персонажей: так был придуман робот Валли, вокруг которого затем выросла фантастическая история, так получилось и с Джо, главным героем «Души»: руководитель студии и режиссер проекта Пит Доктер делится, что он