Почему техногенные катастрофы в фильмах и сериалах стали интереснее природных
Новый сериал «Чернобыль», который входит в линейку Wink Originals, рассказывает свою версию самой известной техногенной катастрофы. «Сноб» собрал другие нашумевшие фильмы об авариях.
Инфляция катастроф — вот что происходит в последние годы в кино и на телевидении. Лесным пожаром или цунами уже никого не удивишь и не испугаешь. Такие инциденты теперь проходят по разряду мелких бытовых неприятностей. Ставки возросли, и не в последнюю очередь стараниями Роланда Эммериха, который в «Послезавтра» покрыл всю планету льдом, в «2012» устроил всемирный потоп, а в «Падении Луны» обрушил на Землю ее спутник. Другие режиссеры, впрочем, тоже не отстают: в «Пекле» Дэнни Бойла гаснет солнце, в «Армагеддоне» Майкла Бэя на нас летит гигантский астероид, а в «Столкновении с бездной» Мими Ледер — комета.
Воспринимать все эти напасти серьезно уже не получается. И так известно, что небесные тела либо взорвутся, либо вернутся на свои орбиты, льды растают, а волны потопа рано или поздно схлынут. Бояться нечего. Другое дело — техногенные катастрофы. Наука сегодня умеет столько разных гитик, что для апокалипсиса не нужна даже ядерная война — достаточно серьезной аварии. Фильмы о таких катастрофах гораздо страшнее любых историй об астероидах-убийцах. Хотя бы тем, что они слишком часто основаны на реальных событиях.
Китайский синдром / The China Syndrome
Фильм 1979 года, в котором снялись Джек Леммон, Джейн Фонда и Майкл Дуглас, — здесь скорее исключение, но от этого не легче. Сам «Китайский синдром» — исключительно плод фантазии сценаристов, однако спустя буквально пару недель после премьеры этой картины о реакторе атомной электростанции, который пошел вразнос, случилась авария на американской АЭС «Три Майл Айленд». Ну а еще через семь лет грянул Чернобыль. Сюжет фильма довольно типичен: руководство электростанции скрывает серьезные проблемы с системой охлаждения, храбрые журналисты пытаются докопаться до правды, реактор грозит расплавиться и прожечь планету насквозь — как говорит один из героев, «до самого Китая» (это невозможно даже теоретически, зато позволило дать картине красивое название). В итоге, правда, все обошлось — но только на экране.