Почему собранные ретейлерами на переработку вещи оказываются на свалках Африки
Несмотря на глобальные экологические тенденции и попытки модной индустрии за ними следовать — в мире перерабатывается менее 1% текстильных отходов. По данным исследований, ежегодно выбрасывается 7,5 т одежды, из которой более 65% сжигается или оказывается на свалках
Издание Spiegel со ссылкой на исследование экспертов международной консалтинговой компании McKinsey сообщает о масштабах текстильных отходов, которые создает «быстрая мода». Среднестатистический житель Европы выбрасывает более 15 кг одежды ежегодно. К 2030 году этот показатель превысит 20 кг на человека. Авторы исследования также сообщают, что 85% текстильных отходов приходится не на компании, а на частные домохозяйства. В общей сумме выбрасывается 7,5 т одежды, из которой более 65% сжигается или оказывается на свалках.
Многие компании выступают с «зелеными» инициативами. Uniqlo планирует сократить выбросы опасных химических веществ и уменьшить использование пластика, Mango — использовать экологичные волокна, Zara — перейти к использованию экологичных ресурсов и повысить «экологическую эффективность» своих офисов. Первым крупным ретейлером, запустившим программу сбора ненужных вещей в своих магазинах, стал H&M. Компания предлагает за сданную одежду ваучеры со скидкой в 15% на следующую покупку в одном из магазинов сети. В H&M заявили, что акция направлена на снижение негативного воздействия текстильной промышленности на окружающую среду и не преследует цели увеличить прибыль за счет продажи старой одежды.
С момента запуска программы в 2013 году H&M удалось собрать более 140 000 т одежды по всему миру. Перерабатывается только 10%. Остальное отправляется в развивающиеся страны, где в конечном итоге вещи оказываются на свалках.
Критики идеи H&M полагают, что эта история не только про экологическую ответственность, но и инструмент маркетинга. Директор отраслевого объединения FairWertung Андреас Фогет считает, что акции по приему старых вещей направлены на привлечение клиентов и увеличение сбыта новой продукции. Прием старых вещей также может быть источником дохода. Дитер Шюц, пресс-секретарь немецкого Красного Креста, сообщает, что в Германии ежегодно накапливается порядка миллиона тонн ненужной одежды, а одна тонна текстиля стоит около €250.