Почему сами жертвы не всегда признают факт изнасилования
C насилием сталкивались многие женщины. И нередко агрессором становился знакомый, родственник, парень, муж. Если женщина предпочитает не помнить о случившемся и не считать себя жертвой — спасительно ли это для психики? И не будет ли пережитое исподволь влиять на дальнейшие отношения с мужчинами?
Случаев сексуального насилия, к сожалению, гораздо больше, чем нам кажется. Всемирная организация здравоохранения приводит такие цифры: «Каждая третья женщина (35%) в мире на протяжении своей жизни подвергается физическому или сексуальному насилию со стороны интимного партнера, либо сексуальному насилию со стороны другого лица*».
Адвокат и автор книги «Как читать людей» Венди Патрик пишет, что ее судебная практика показала — многие жертвы изнасилования не готовы обращаться за помощью и подавать заявление в полицию. Почему? Есть очевидные причины, которые не раз обсуждались в контексте проблем сексуального насилия: стыд, чувство вины, смущение, страх «опозориться» или тесные (в том числе родственные) отношения с преступником.
Но кроме того, одна из частых причин, по которой жертвы насилия и домогательств сохраняют молчание о произошедшем, в том, что они заставляют себя поверить, что это не было изнасилованием.
«Недопонимание»
Исследователи Лора Уилсон, Кейтрин Миллер и их коллеги, занимавшиеся изучением этого вопроса, назвали такие случаи «непризнанными изнасилованиями». Их последствия и влияние на психику женщин недостаточно изучены. Определенное количество пострадавших, как обнаружили ученые, предпочитало считать насилие «плохим сексом» или «недопониманием».
«Это было очень давно, лет 20 назад, — рассказывает 36-летняя Ольга (имя изменено). — Мне было всего 16, и я была влюблена во взрослого мужчину (тогда я считала так), он был постарше лет на 7. Мы встретились у меня, когда родители были на даче. Целоваться с ним было приятно, но насчет продолжения я не была уверена, у меня раньше ни с кем не было секса. А он начал меня раздевать…
Я сопротивлялась, но почему-то было стыдно прямо вот кричать или звать на помощь (да и кого?), а он просто переводил мои слова в шутку. А у меня в голове была мысль — я же сама пригласила и начала целоваться, а он мужчина, они не умеют останавливаться, такова природа. Сама же его и оправдала, выходит. В общем, я решила считать, что это был неудачный секс».