Почему нас пугает скороспелое признание в любви?
Не успели они встретиться, провести вместе несколько дней, а он уже обрушивает на нее свое «Я тебя люблю». Другая бы обрадовалась, а эта испугалась. Почему нас настораживает быстрое признание в любви и когда признаваться самое время?
«Мы познакомились на сайте знакомств. Нас сразу потянуло друг к другу с первых сообщений в переписке, а потом по телефону. Через три дня мы встретились в реальности, — рассказывает 45-летний Алексей. — Уже на второй неделе общения у меня с языка чуть было не сорвались слова любви, но я сдерживал себя. Я хотел быть уверен, что моя партнерша готова не только их услышать, но и ответить взаимностью».
А вот на 40-летнюю Ирину признание свалилось в мессенджере на четвертый день знакомства. И следом — вопрос: «А ты? Ты меня любишь?». «Я опешила: так быстро мне еще никогда не признавались. Разве что в пионерском лагере — мальчишки подсовывали записки без подписи под дверь нашей девчачьей палаты. И я гадала — кто из 15 мальчиков это написал. Это была детская игра, ни к чему не обязывающая. А тут… Я не понимаю, как можно полюбить по-настоящему за четыре дня, и поэтому насторожилась. Я вообще хотела только секса и никаких глубоких отношений. А любовь — это уже слишком для меня, да еще так спешно».
У всех нас разное представление о том, что значит признаваться «вовремя». Как догадаться, что еще рано или уже пора?
Стадия «любовного опьянения»
«Для многих слова «я люблю» означают именно глубокое проверенное чувство, приходящее на смену периода влюбленности, который может длиться, по некоторым исследованиям и мнениям психологов, от 3-6 месяцев до трех лет», — считает психоаналитик Илья Суслов. Поэтому честнее на начальном этапе при переполняющих чувствах выразиться несколько иначе: максимум — «я влюблен в тебя» или «мне с тобой хорошо», «ты мне нравишься», «мне нравится смотреть на тебя, прикасаться к тебе», «ты очень привлекательный, симпатичный», «я скучаю по тебе».
Подойдут и другие варианты, отражающие истинное положение дел: нас тянет к другому, нас переполняют эмоции, но этот девятый вал — еще не любовь в полном смысле. Это влюбленность, проявляющаяся сначала на гормональном уровне.
«В самом начале отношений больше пяти гормонов вырабатывается в повышенных дозах, и человек пребывает под «гормональным кайфом». Он, по сути, в измененном состоянии. Недаром некоторые психологи и психиатры сравнивают влюбленность с манифестом психического заболевания», — продолжает Илья Суслов.
И как нельзя верить человеку в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, так и влюбленному на первых порах верить нужно с большой осторожностью. Через месяц, два, три он «протрезвеет», и вот тогда уже не придется делить его обещания на 48.
Слова психолога подтверждает и Алексей: «Первые несколько недель я чувствовал себя на невероятном подъеме. Спишь по 4,5 часа, бодрый, неутомимый, кажется, можешь свернуть горы. Идешь по дороге с улыбкой до ушей, танцуешь прямо на улице, поешь песни, вдруг начинаешь, как в 16 лет, слать предмету обожания стихи, любимые песни, картинки с цитатами про любовь. Постоянно думаешь о ней, 24 на 7! Если честно, я был почти невменяемым».
Видимо, мы подсознательно о чем-то подобном подозреваем. И интуитивно относимся с подозрением к раннему признанию — «Это несерьезно!». Психолог уверен: это потому, что «волшебные слова» обесценены гормональным возбуждением. Для нас они — неправда, а правда в том, что человек влюблен, увлечен, возбужден. Но это пока еще не любовь.