Почему мы не разрешаем себе радоваться
На вопрос «Как дела?» человек, исключивший из своей жизни радостные эмоции, в лучшем случае отвечает уклончиво: «Потихоньку. Как у всех». В худшем начинает обстоятельно жаловаться. Почему мы добровольно отказываемся от жизненных красок, предпочитая бесцветную предсказуемость, рассуждает психотерапевт Вероника Степанова
Ангедония — невозможность получать удовольствие — от депрессии отличается прежде всего мотивом. «В депрессии человек, как правило, пытается привлечь внимание мира, а отказ от радости при ангедонии символически оберегает от возможных потерь и разочарований, — объясняет психотерапевт Вероника Степанова. — Если у вас нет счастья, вам нечего терять». Так появляется иллюзия неуязвимости.
Как это проявляется?
Идея справедливости. Кажется, что мы не имеем права радоваться, когда другим плохо. Во многих странах идет война, люди страдают, болеют, умирают, и на этом фоне неуместно чувствовать себя счастливым.
Отложенные радости. Мы покупаем вещи, которые нравятся, но не можем позволить себе ими пользоваться. Мы словно готовим себя к другой жизни, в которой разрешим себе удовольствия, а пока остается дожидаться этого времени.