Почему мы не любим себя на фото
«Улыбнитесь!» — и нас в ту же секунду сковывает напряжение. А увидев снимок, мы зачастую разочарованы: мы себе не нравимся, хотя другие находят фотографию удачной. Пришла пора разобраться, почему так происходит.
Трудно представить современную жизнь без фотографий. Путешествия, праздники, долгожданные встречи и важные события проходят под вспышки фотокамер, под их объективами взрослеют дети. Технологии съемки совершенствуются: теперь, например, не надо думать об экспозиции. Появились фотосредства против красных глаз и дрожащих рук. А главное — результат можно сразу увидеть на маленьком экране и, если не понравится, стереть.
Но все это не помогает нам получать удовольствие от нашего изображения. Более того, заранее зная, что снимки разочаруют, многие вообще под разными предлогами отказываются фотографироваться.
«Нам нравятся лишь семь-девять наших фотографий за всю жизнь, причем две-три из них — детские, — рассказывает психолог Вероника Нуркова, автор уникального исследования феномена фотографии. — На большинстве же снимков мы кажемся себе некрасивыми, неестественными, не такими, как на самом деле».
Отчего мы испытываем дискомфорт во время съемки и позже, даже если окружающие нас заверяют, что на фото мы вышли отлично?
Первобытный страх
«Как же я не люблю все это — принимать позу, улыбаться, — признается 33-летняя Лариса. — Мне не нравится суета вокруг съемки». 42-летний Дмитрий тоже не любитель фотографироваться: «Я не могу держать на лице эмоцию дольше тридцати секунд — мне кажется, что перед фотокамерой я словно голый».
Даже звездные актеры нередко боятся фотообъектива. «Многим трудно быть органичными перед фотокамерой, — вздыхает фотограф и дизайнер Сергей Ветров. — Они непроизвольно каменеют, сжимают губы и фотоаппарата иногда боятся так же, как бормашины».
Повышенная нервозность, скованность, которую не удается преодолеть, капризы и противоречивые требования…
Спустя 150 лет после появления фотографии, несмотря на ее популярность и доступность, профессионалы по-прежнему сталкиваются с этим синдромом, когда перед объективом непринужденность внезапно сменяется напряжением.
Даже если камера находится в руках любителя, стоит ему сделать пару невинных замечаний вроде «Отойди на шаг назад, голову чуть левее, улыбнись повеселее!», как «модели» убегают прочь… А есть и настоящие упрямцы. 46-летний Александр говорит, что у него есть только две фотографии сестры: «Оказавшись в кадре, она закрывает лицо или отворачивается».
Одно из объяснений неприязненного отношения к съемке — безотчетный, первобытный страх. Антрополог и философ Люсьен Леви-Брюль описал в книге «Сверхъестественное в первобытном мышлении» ужас дикарей перед процедурой фотографирования: они были убеждены, что фотоизображение отбирает у них часть жизненной силы.
«До сих пор у многих из нас сохраняется мистический взгляд на фото как на часть нашей личности, — объясняет Вероника Нуркова. — Пресса пестрит предложениями магического воздействия через фотографию: приворот, снятие порчи, лечение от алкоголизма — все это построено на вере в то, что, воздействуя на снимок, можно воздействовать и на человека, который на нем изображен».
Эротика и агрессия
«Процесс фотографирования бессознательно ассоциируется с чем-то агрессивным», — говорит психоаналитик Михаил Ромашкевич. Действительно, нас внимательно рассматривают, а потом щелчок, похожий на выстрел, — неприятное чувство!
«В этом есть и элемент сексуальной агрессии, которая может пробуждать сексуальные фантазии, — соглашается психотерапевт, директор Парижской школы гештальта Гонзаг Маскелье. — У некоторых присутствует бессознательное представление о фотографе как о человеке, который тайно подсматривает за эротическими сценами».
Психотерапевт напоминает о коннотациях глагола «снять» и о сходстве между выдвигающимся объективом и фаллосом
«Сфотографировать означает в какой-то степени овладеть человеком, проникнуть в его интимный мир, — продолжает Михаил Ромашкевич. — Гримасничая перед объективом или закрывая лицо руками, мы защищаем свое целомудрие». Возможно, поэтому во многих странах действует правило: прежде чем кого-то фотографировать, спроси разрешения.