Триумф румынской картины Раду Жуде «Неуместный трах, или Безумное порно»

РБКСобытия

Почему фильм «Неуместный трах, или Безумное порно» победил на Берлинале

Итогом Берлинале стал триумф румынской картины режиссера Раду Жуде «Неуместный трах, или Безумное порно» — первого фильма, фиксирующего неочевидные, но самые страшные последствия пандемии. О картине рассказывает кинокритик Егор Москвитин

Егор Москвитин

756150342457515.jpg

Учительница из престижной школы в Бухаресте снимает вместе с мужем секс-видео, которое в итоге оказывается в Сети — и на смартфонах несовершеннолетних учеников. Фильм описывает ровно один день из жизни героини, наполненный рутинными занятиями в ожидании страшного суда. Ведь вечером состоится родительское собрание, на котором решится судьба человека. Поскольку фильм снят во время пандемии, встреча произойдет в школьном саду — вполне себе Гефсиманском.

Лента с экстраординарным названием делится на четыре акта, один из которых половой, а три других выполнены в абсолютно разных стилистиках — блуждающего городского синема верите (фр. cinéma vérité, «правдивое кино», особый метод съемок. — «РБК Стиль»), документального монтажного слайдшоу и разговорной трагикомедии с закрытыми масками ртами. И больше всего зрителя шокирует даже не откровенное трехминутное вступление, неотличимое от настоящего любительского порно из интернета. Это лишь провокационная завязка.

Сила фильма кроется в его документальной сердцевине — получасовом словаре, где средствами кино и закадровым голосом даются определения самым важным понятиям современного мира. Это коллаж невероятного остроумия — и парализующей выразительной мощи. За словом «дети» следует определение «политзаключенные собственных родителей». За словом «семья» — статистика, согласно которой шесть из десяти подростков в Румынии подвергаются побоям дома. За словом «рождество» — история о том, как немцы очень быстро и организованно истребили три тысячи евреев в оккупированном Севастополе, чтобы успеть выполнить разнарядку перед сочельником. За словом «минет» — примечательный факт: это самый популярный поисковый запрос в румынских словарях, на втором месте — «эмпатия».

После такого ассоциативного ряда нетрудно представить, какими комментариями и анекдотами фильм сопровождает термины «армия», «деньги», «дворец парламента», «конкуренция», «порно» и «церковь».

756150340365042.jpg
Кадр из фильма «Неудачный трах, или Безумное порно». Фото: ROLLERCOASTER PR / Youtube

Но больше всего запомнится определение, которое фильм даст своей собственной природе — кинематографу. Режиссер вдруг вспомнит миф о Персее, сразившем Медузу Горгону хитростью. Как известно, смотреть чудовищу в глаза было нельзя — даже самый храбрый воин превратился бы в камень. Но богиня войны Афина вручила Персею полированный медный щит, отражение в котором не парализовало героя и позволяло вести бой. Чудовище проиграло. Мораль истории: мы не хотим и не готовы видеть правду такой, какая она есть, поэтому нам нужны отражения и зеркала, чтобы сражаться с чудовищами, что сильнее нас. Фильмы — это щиты, режиссер Жуде — Афина, бесстрашная актриса Катья Паскариу — Персей. Функция фестиваля же — не дать их подвигу раствориться во времени, подобно тому как Гомер не забыл миф

Авторизуйтесь, чтобы продолжить чтение. Это быстро и бесплатно.

Регистрируясь, я принимаю условия использования

Открыть в приложении