Почему банки не любят кредитовать под интеллектуальную собственность
Получить кредит под залог интеллектуальной собственности в России — крайне сложная задача. Чтобы внедрить эту практику, необходимо повысить уровень правовой культуры в стране и создать условия, при которых банки и инвестор будут готовы работать с нематериальными активами. К такому выводу пришли эксперты пленарной сессии «Финансирование под залог IP. Инвестиции, кредиты, краудфандинг, краудлендинг».
Дискуссия прошла на полях международного форума лидеров креативных индустрий и мира интеллектуальной собственности IPQuorum 2021: Tech for Content в Технопарке «Сколково». Модератором выступил директор по развитию издания Forbes Russia Дмитрий Озман.
Интеллектуальная собственность (ИС) — сложный предмет залога. Пока банки не научатся оценивать инвестиционную привлекательность различных активов, в том числе нематериальных, интеллектуальные права будут считаться активами с высоким риском. «Представим, что вы — обладатель интеллектуальных прав на творческий продукт. К примеру, на электроскутер. Как только появляется более интересное изобретение, более быстрый и энергоемкий электроскутер, вся конструкторская документация моментально приобретает нулевую стоимость. Чтобы изменить эту ситуацию, банки должны вернуть себе экспертную функцию оценщиков инвестиций. Выдавая кредит, им следует понимать, станет ли креативный продукт востребованным, сможет ли он зарабатывать и встроиться в рынок», — полагает президент Федерации интеллектуальной собственности (ФИС) Сергей Матвеев.
Сложность оценки интеллектуальной собственности как залогового актива отражается на настроениях инвесторов, которые не испытывают доверия к ним и не считают такие залоги качественным обеспечением. Инвесторы попросту не могут прогнозировать стоимость залога на продолжительное время, отметил председатель совета директоров краудлендинговой платформы Co-Fi, генеральный директор Российского авторского общества (РАО) Александр Сухотин: «Если в качестве залога выступают права на музыкальный трек, то, как правило, сложно предугадать, будет ли он популярен через год. Композиция потеряла свою актуальность — соответственно, залог обесценился».
По мнению эксперта, преодолеть этот барьер поможет комплексная работа по созданию инструментария оценки ИС, прозрачных механизмов сбора статистики, способов монетизации контента.