Почему «Яндекс» нельзя отдавать ФСБ
В США компании успешно противостоят давлению правоохранительных органов и не соглашаются выдавать им данные клиентов. В России это почти немыслимо

Все, связанное с нарушением тайны сообщений и информации, сегодня вызывает болезненную реакцию, как это и произошло вокруг недавнего требования ФСБ о доступе к ключам шифрования «Яндекс-Почты» и «Яндекс.Диска». Тут можно вспомнить недавний скандал с попыткой блокирования «Телеграма», вызванного отказом Павла Дурова предоставить все те же ключи шифрования, и блокировку LinkedIn, и запрет на анонимайзеры, и споры вокруг пресловутого «закона Яровой», закона о анонимайзерах и VPN-сервисах.
Иногда дискуссии о праве государства на вторжение в частную жизнь исходят из предпосылки, будто «закручивание гаек» в виртуальной сфере представляют собой чисто российский или «евразийский» феномен. Однако противоречие между потребностями правоохранительных структур и гражданскими правами населения существует и в странах Запада, причем многие из проблем, обсуждаемых сегодня в России, на Западе уже пройденный этап. Поэтому будет полезным поинтересоваться: как в других странах регулируется приватность в Интернете и работа правоохранительных органов?
Появление персональных компьютеров, интернета и мобильных телефонов коренным образом изменило вопрос коммуникационной безопасности. Раньше перлюстрация в «черных кабинетах» писем, перехват телеграмм, прослушивание телефонных разговоров касались совсем малого числа людей. Этим занимались государства в рамках борьбы другом с другом (шпионаж/контршпионаж) или для слежки за преступниками. На Западе нарушение тайны сообщений происходило по решению суда — в отношении частных лиц — либо в соответствии с законами о разведке и национальной безопасности, когда речь шла о спецслужбах. В СССР формально также требовалось согласие прокуратуры. При этом для большинства населения проблема засекречивания была неактуальна.
Сегодня объем передаваемых данных резко возрос, а зависимость людей от электронных средств связи столь же резко увеличилась. Только действующих мобильных телефонов на планете насчитывается 4,68 миллиардов, то есть ими пользуется 63% населения Земли. В России этот показатель превышает 70%. Почти каждый человек привязан виртуально к банковской карте, пенсионному счету, всевозможным государственным и коммерческим услугам. В свою очередь смартфон дает доступ практически к полной информации о его владельце: финансах, состоянии здоровья, личной жизни и так далее. Недаром столько сил тратится на необходимость запароливания устройств и аккаунтов. Несанкционированный доступ к ним может означать для человека катастрофу.