По нижнему краю. Как падение цен на пиво стало проблемой
Глава Росалкогольрегулирования Игорь Алешин заявил, что обсудит с Минфином введение минимальной розничной цены на пиво. В пивной отрасли есть и сторонники, и противники такой идеи
Предложение ввести минимальную розничную цену на пиво появилось не вчера. Например, оно было в первой редакции итогового доклада ФАС за 2016 год. А в августе 2017 глава департамента налоговой и таможенной политики Минфина Алексей Сазанов заявлял, что МРЦ на пиво можно ввести, если об этом попросит отрасль.
Тогда бизнес выступил против дополнительного регулирования. Но сейчас Игорь Алешин не лукавит, когда говорит, что к нему с предложениями по введению МРЦ обращались участники пивоваренного рынка.
Отрасль уже несколько месяцев активно обсуждает цены на пиво. Внеочередной объединенный Съезд участников пивоваренной отрасли 17 апреля 2018 года внес в резолюцию пункт о МРЦ. Летом несколько раз о необходимости минимальной цены заявлял председатель пивной ассоциации Республики Татарстан Ринат Акчурин. Обсуждали инициативу и на заседании Комиссии по производству и обороту пивоваренной продукции и напитков брожения «Опоры России» 24 июля 2018 года.
Что же изменилось?
Демпингующая отрасль
О демпинге пивовары начали говорить в 2015 году, когда на полках массово появилось пиво от завода «Трехсосенский» дешевле 25 рублей за бутылку 0,5. В том же году Следственный комитет возбудил уголовное дело по факту неуплаты акцизов на 1,4 млрд рублей в отношении владельца «Трехсосенского» Михаила Родионова (сейчас оно прекращено в связи с возмещением суммы налогов).
Но предложение по дешевому пиву на рынке только расширялось. Одним из драйверов стало развитие сетей-дискаунтеров, в том числе алкогольных. На крепкий алкоголь установлена минимальная розничная цена, вина в России покупают мало, поэтому основным дисконтным товаром становится пиво.